Начинается рассмотрение череды заявок монополистов

Один из монополистов, АО «Алюминий Казахстана», являющийся собственником ТЭЦ-1 и отпускающий горожанам тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, уже подал заявку в Павлодарский Департамент Агентства по регулированию естественных монополий (далее ДАРЕМ) на рассмотрение уровня тарифов и тарифных смет на 2015-2020 годы, пишет газета Новое время.

Являясь членом Экспертного совета, я, член Экспертного совета при Департаменте Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции по Павлодарской области Владислав Окишев, ознакомился с проектом предельных уровней тарифов и тарифных смет на 2015- 2020 годы и хочу поделиться некоторыми соображениями.

Прежде всего, после ознакомления было трудно отделаться от мысли, что тарифы «раздуты». Судите сами, какая «крутая» динамика роста в разрезе шести лет, по сравнению с действующим тарифом (см. таблицу 1).

Табл.1 Планируемый рост тарифов по сравнению с действующим тарифом на период 2015-2020 годы.

Из таблицы 1 следует, что в 2015 году монополист планирует, по сравнению с действующим тарифом, увеличить тариф на 68,98%; в 2016 г. – на 73.38%; в 2017 г. – на 81,9%; в 2018 г. – на 91,01%; в 2019 г. – на 101,23%; 2012 г. – на 114,85%. Как видим, в 2019 и 2020 годах тарифы планируют увеличить более чем в два раза?!

Спрашивается, в чем причина таких тарифных «скачков»? Ответ прост: как и любая частная компания, монополист стремится извлечь как можно больше дохода за счет «накачки» тарифов. Конечно, если в этом процессе соблюден баланс интересов между монополистом и потребителем, то вопросов нет. 

Однако в данном случае, как представляется, необоснованное завышение тарифов достигнуто за счет «игры» цифр, а именно, в основном, за счет непонятного снижения планируемого объема реализации тепловой энергии (по сравнению с действующим тарифом), а также сомнительным расчетом величины прибыли через так называемый метод «регулируемой базы задействованных активов» (РБА) и подсчета амортизации. В качестве примера в приложенной таблице 2 представлена планируемая динамика прибыли.

Увеличение остальных статей затрат проектной тарифной сметы существенно не повлияло на рост заявленных тарифов, поэтому анализ их динамики опускается.

Таблица 2.Планируемое получение прибыли в планируемой тарифной смете по сравнению с действующей тарифной сметой. 

Таблица 2 отражает динамику многократного роста прибыли по сравнению с действующей тарифной сметой, (от трех до более шести раз), что дает основание рассматривать эту эти величины необоснованно завышенными.

Аналогично это относится и к определению величины амортизации. Сомнительно подсчитанные источники финансирования инвестиционной программы (прибыль и амортизация) составляют всего в сумме 3 028 214 тыс. тенге. Из этой суммы на инвестиционную программу планируется потратить 2 643 018 тыс. тенге, в том числе сумма планируемой прибыли - 1051786 тыс. тенге.

То есть, инвесторы (горожане, потребители тепловой энергии) должны будут из своего кармана финансировать инвестиционную программу частной компании, при этом, однако, не только не получая инвестиционный доход от своих вложений, но даже не имея возможности ознакомиться с инвестиционной программой, которая почему-то за спиной общественности уже составлена на сумму 2 643 018 тыс. тенге и отправлена на утверждение в Министерство энергетики РК. При таком подходе общественность устранена от контроля за инвестиционной программой, в том числе на стадии ее формирования, а принцип «прозрачности» проигнорирован. Почему? Остается только гадать.

Поэтому, для обеспечения принципа «прозрачности» и последующего общественного контроля, следует до окончательного принятия тарифов уполномоченным органом принять, в частности, следующие меры:

1. Представить членам экспертного совета (а также по требованию) полный развернутый расчет сумм прибыли, чрез так называемый метод «регулируемой базы задействованных активов» (РБА), в разрезе каждого года, а также связанный с этим расчет амортизации.

2. Представить для обсуждения представителям общественности развернутую инвестиционную программу в разрезе каждого года, с последующей ее корректировкой (до ее утверждения).

3. Определить детальный механизм и календарный план общественного контроля за выполнением инвестиционной программы в течение 2015-2020 годов.

4. Подготовить перечень документов, обосновывающих включение в планируемую тарифную смету уменьшенного объема реализации тепловой энергии по сравнению с объемом, включенным в действующую тарифную смету, в разрезе каждого года, а также подготовить механизм перерасчета, связанного с отклонением объемов от запланированных.

Думаю, в процессе публичных слушаний, появятся и другие замечания и предложения. Хочется надеяться, что активная гражданская позиция горожан, политических партий, всех институтов гражданского общества в конечном итоге будет тем реальным противовесом, который обеспечит соблюдение баланса интересов всех заинтересованных сторон жилищно-коммунальной сферы.

Поделиться
+1