Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 16 июля 2014 года №107 были одобрены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2014 год.
Национальный Банк Республики Казахстан в рамках разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан рассматривает два сценарных варианта развития экономики на 2014-2016 годы, согласованных с Правительством Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы. Ключевым критерием разделения на сценарные варианты был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть.
За основу при прогнозировании макроэкономических показателей в 2014 году взят базовый сценарий развития, предусматривающий цену на нефть на уровне 95 долларов США за баррель, при этом прогнозируется небольшое расширение дефицита текущего счета в связи с ухудшением сальдо торгового баланса.
В 2014 году ожидается снижение чистого заимствования по прямым и другим инвестициям при высоких темпах наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан.
В 2014 году ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Основными рисками инфляции будут выступать такие факторы, как нестабильность на мировых рынках сырья и продовольствия, неэффективность механизма ценообразования, стабильный рост деловой активности, недостаточный уровень развития внутренней конкуренции и высокая степень монополизации на отдельных рынках товаров и услуг, слабая развитость торговой инфраструктуры в ряде регионов.
При этом влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан будет ограничиваться путем поддержания на адекватном уровне денежного предложения со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
Учитывая увеличение объемов выделяемых средств из Национального фонда Республики Казахстан для поддержания экономики в 2014-2015 годах, а также наличие девальвационных ожиданий в экономике, оценить динамику денежного предложения представляется достаточно сложным. Развитие денежных агрегатов будет в определенной степени зависеть от графика и направленности освоения выделяемых средств, что требует постоянного мониторинга и принятия оперативных мер в управлении ликвидности.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2014 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание годовой инфляции в коридоре 6,0-8,0%.
В последующие годы целевой ориентир по инфляции будет пересматриваться и определяться в зависимости от складывающейся ситуации во внутренней и мировой экономиках. Снижение инфляции будет осуществляться постепенно и поэтапно совместными усилиями Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан. Данные меры будут носить сбалансированный характер. Принятие жестких мер по резкому ограничению инфляции в короткие сроки будет оказывать негативное влияние на экономику и не позволит обеспечить ее стабильный и поступательный рост.
Снижение инфляции в среднесрочной перспективе позволит создать необходимую базу для перехода в долгосрочной перспективе к режиму инфляционного таргетирования в Казахстане. Длительность переходного периода будет зависеть от эффективности и успешности мер Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан по развитию конкурентных рынков товаров и услуг, снижению уровня долларизации, развитию финансового сектора страны, в том числе фондового рынка, повышению устойчивости банковского сектора, внедрению нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Первый сценарий предполагает медленное, но последовательное развитие мировой экономики. В рамках данного сценария предполагается, что в 2015-2016 годах мировая цена на нефть составит 90 долларов США за баррель.
Согласно данному сценарию ожидается снижение положительного сальдо торгового баланса относительно уровня 2014 года при сохранении существенного дефицита баланса услуг и выплат доходов иностранным инвесторам. В итоге, в прогнозном периоде текущий счет будет отрицательным.
По портфельным инвестициям ожидается снижение темпов наращивания внешних активов Национального фонда Республики Казахстан, при сохранении существенных объемов инвестиций по ранее заключенным кредитным договорам.
Динамика денежного предложения будет соответствовать темпам номинального роста ВВП. Уровень монетизации на протяжении всего прогнозного периода предполагается стабильным, оставаясь на текущем уровне.
Второй сценарий предполагает пессимистичные прогнозы в случае ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Мировая цена на нефть в 2015-2016 годах при данном сценарии предполагается на уровне 80 долларов США за баррель.
При реализации данного сценария ожидается замедление темпов реального роста экономики Казахстана в 2015 году с некоторым ускорением темпов реального роста экономики в 2016 году.
В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.
Существенное ухудшение текущего счета будет нивелировано снижением чистого кредитования (оттока) по портфельным инвестициям в связи со снижением поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан при сохранении утвержденных объемов гарантированного и целевого трансфертов в республиканский бюджет.
Снижение спроса экономики на денежные средства будет сопровождаться замедлением темпов роста денежного предложения в 2014 году с его последующим расширением, но ограниченными темпами. Уровень монетизации незначительно снизится.
Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию первого сценария развития экономики Республики Казахстан, который был принят в качестве базового сценария. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2014 год.
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение денежно-кредитной политики, основной целью которой является обеспечение стабильности цен.
Эффективность денежно-кредитной политики по достижению установленного целевого ориентира будет также определяться мерами по обеспечению стабильности финансового сектора. Национальный Банк Республики Казахстан будет на постоянной основе анализировать ситуацию в банковском секторе в целях выявления и оценки системных рисков, а также снижения возможностей для проведения арбитражных и спекулятивных операций.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит реализацию мер по дальнейшему внедрению нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
При проведении денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять регулирование тенговой ликвидности на денежном рынке с целью обеспечения стабильности цен. Основные усилия будут направлены на повышение эффективности применяемых инструментов. В рамках данной работы будут предприниматься меры по совершенствованию процентного канала.
Работа по реализации нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики проводится Национальным Банком Республики Казахстан в несколько этапов. На подготовительном этапе в 2012-2013 годах были внесены изменения в механизм минимальных резервных требований, в пилотном режиме запущены операции РЕПО на АО «Казахстанская фондовая биржа».
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан приступит к следующему этапу реализации нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Данный этап предполагает принятие мер по определению коридора процентных ставок Национального Банка Республики Казахстан, запуску аукциона по покупке ценных бумаг с обратной продажей, внедрению новых инструментов по предоставлению ликвидности (постоянные механизмы), дальнейшему совершенствованию механизма минимальных резервных требований и курсовой политики.
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан
В рамках процесса поэтапного перехода к режиму инфляционного таргетирования Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить работу по введению ключевой (базовой) ставки и привязанных к ней ставок коридора, пределы которого будут соответствовать ставкам по операциям постоянного механизма (нижняя граница – депозиты Национального Банка Республики Казахстан, верхняя граница – займы постоянного доступа).
В качестве операционного ориентира ключевой (базовой) ставки будет выступать процентная ставка, формируемая на денежном рынке краткосрочных инструментов, которая станет основным действенным инструментом антиинфляционной политики Национального Банка Республики Казахстан (таргетируемая ставка).
Таргетирование данной ставки будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан путем:
- установления и публикации ключевой (базовой) ставки, с привязанными к ней ставками операционного коридора;
- проведения операций на открытом рынке в диапазоне ставок операционного коридора.
Процентные ставки по данным операциям будут формировать операционный процентный коридор Национального Банка Республики Казахстан. Операции открытого рынка будут осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан таким образом, чтобы таргетируемая ставка сохранялась внутри задаваемого плавающего операционного коридора и отражала изменение ключевой (базовой) ставки. В случае формирования рыночных ставок выше/ниже данного коридора Национальный Банк Республики Казахстан будет проводить операции по предоставлению/изъятию ликвидности.
Регулирование краткосрочной ликвидности
Регулирование краткосрочной ликвидности в банковском секторе будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан посредством существующих механизмов и новых инструментов. Объем участия Национального Банка Республики Казахстан на денежном рынке будет определяться в зависимости от ситуации с тенговой ликвидностью.
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан в случае острого дефицита тенговой ликвидности на денежном рынке продолжит проведение операций РЕПО на АО «Казахстанская фондовая биржа».
Аукционы по покупке ценных бумаг с обратной продажей (кредитный аукцион), основной целью которых является вливание краткосрочной ликвидности в банковскую систему, будут являться основными операциями, с помощью которых Национальный Банк Республики Казахстан будет оказывать влияние на таргетируемую ставку.
В настоящее время разработана необходимая база (нормативно-правовая и техническая) для проведения данных операций. Внедрение кредитного аукциона будет осуществлено Национальным Банком Республики Казахстан после определения основных параметров процентной политики. Исходя из этого, будет принято решение о ставках, сроках и периодичности проведения данных операций.
В случае если проведение аукционов по покупке ценных бумаг с обратной продажей окажется эффективным механизмом предоставления ликвидности, то не исключается, что регулярность и частота их проведения повысится, диапазон сроков расширится, и Национальный Банк Республики Казахстан постепенно откажется от дальнейшего проведения операций в секторе автоматического РЕПО.
Поддержание тенговой ликвидности банковского сектора будет осуществляться, в том числе посредством операций валютно-процентный своп.
Структурные проблемы с ликвидностью у отдельных банков будут решаться путем применения постоянных механизмов (операции, осуществляемые по запросу банков), которые являются инструментами снижения системных рисков для обеспечения финансовой стабильности. Операции постоянного механизма будут проводиться по штрафным ставкам с расширенным залоговым обеспечением, они предполагают ограничения по количеству обращений за ними (не более 3 раз за ограниченный период времени).
Национальный Банк Республики Казахстан изучит возможность расширения залогового обеспечения при проведении операций по предоставлению тенговой ликвидности.Будут изучены возможность и целесообразность введения ограничения на совокупный объем обязательств банков перед Национальным Банком Республики Казахстан. Данное ограничение позволит Национальному Банку Республики Казахстан гибко подходить к перечню допустимых залогов, расширяя или сужая его в зависимости от приоритетов денежно-кредитной политики.
Курсовая политика Национального Банка Республики Казахстан
Резкое и существенное ухудшение состояния платежного баланса во втором и третьем кварталах 2013 года создало серьезное девальвационное давление на обменный курс тенге.
По итогам 2013 года дефицит счета текущих операций составил 117,8 млн. долл. США или (-)0,1% от ВВП. Экспорт товаров за 2013 год сократился до 83,4 млрд. долл. США на фоне роста импорта товаров до 49,7 млрд. долл. США. В итоге профицит торгового баланса сократился до 33,7 млрд. долл. США.
На фоне ухудшения платежного баланса и усиления девальвационных ожиданий начался рост долларизации экономики. За 2013 год доля депозитов в иностранной валюте выросла с 29,8% до 37,4%.
Обменный курс тенге поддерживался значительными интервенциями со стороны Национального Банка.В 2013 году объем золотовалютных активов Национального Банка уменьшился на 12,6% до 24,7 млрд. долл. США. При этом только за июнь-июль 2013 года ЗВР НБК снизились на 10,2%.
11 февраля 2014 года Национальный Банк Республики Казахстан принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне.
Был установлен коридор колебаний курса тенге на уровне 185 тенге за доллар США плюс/минус 3 тенге и продолжена политика по сглаживанию резких скачков и краткосрочной волатильности обменного курса. Долгосрочный тренд обменного курса тенге будет определяться на основе фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. Изменения обменного курса могут происходить как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления, что будет определяться ситуацией в мировой экономике.
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан будет изучать вопрос изменения механизма проведения операций на внутреннем валютном рынке.
Дальнейшее совершенствование механизма минимальных резервных требований
В 2014 году Национальный Банк Республики Казахстан продолжит изучение международного опыта по вопросу применения механизма минимальных резервных требований, а также продолжит принятие мер по его совершенствованию.
Опыт центральных банков других стран показывает, что во многих странах наличная касса не включается в резервные активы либо ее объем ограничивается при выполнении минимальных резервных требований.
Ограничение использования или исключение кассы при выполнении минимальных резервных требований в Казахстане может в целом способствовать повышению эффективности нового трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В этой связи, Национальный Банк Республики Казахстан рассматривает возможность ограничения использования наличной кассы в тенге при выполнении банками минимальных резервных требований.
Павлодарский филиал
РГУ «Национальный Банк Республики Казахстан»