Всевидящее око

Корреспондент Павлодар-онлайн Константин Сэйс продолжает серию репортажей со специальными службами, для которых и праздничные дни – рабочие будни. В этот раз он заглянул по другую сторону видеокамер слежения, побывав в ЦОУ – Центре оперативного управления полицией. 

Трудно поверить, но в команде ГУСС ЦОУ (группы управления силами и средствами центра оперативного управления) всего 7 человек: старший смены, отвечает за южную часть города, старший дежурный инспектор обрабатывает вызовы по северной территории, два оператора 102, два инспектора видеонаблюдения и дежурный инспектор-навигатор.   

В оперативном зале ЦОУ, на стене, 40 малых и один большой, главный экран (барка). Однако, непрерывно в эти экраны операторы не всматриваются. Просмотр видеокамер проходит на мониторах. Два инспектора видеонаблюдения - старшие лейтенанты полиции Елена Гирфанова и Дана Брыкова в шахматном порядке просматривают одну камеру за другой, переводя ее из автоматического режима в ручной, выводя изображение на барку в случае необходимости. 

Видеокамеры важная, но не единственная часть ЦОУ. В него входят разные системы, создавая комплекс для успешной борьбы с преступностью.

Старший смены майор полиции Игорь Богатыренко и его напарник капитан полиции Айдос Алингалиев всегда могут связаться с любым отделом полиции, отдельным полицейским патрулем или передать ориентировку в общий эфир. Контролировать процесс обработки вызова им помогает специальная компьютерная система. На мониторе карта города с указаниями автомобильных и пеших патрулей в режиме реального времени (GPS). GPS нужна как для выполнения задания, так и для безопасности самого полицейского. На вспомогательном экране - программы по установке личности подозреваемых. Словом все, что необходимо для оперативной работы полиции на случай вызова. Специфика работы оператора 102 сводится к дословной записи обратившихся за помощью(все сообщения автоматически записываются). Лаконично, может быть и абсурдно, но без редакции: «сын бросается с ножом», «разместили лицо в курицы Павлодара, подозреваю студентов», «торговый агент не вернул 190 тысяч», «кошка не дает снять деньги с банкомата».

При всей вышеуказанной оперативности звонить в полицию необходимо сразу, поскольку главной проблемой раскрытия все еще остается несвоевременное обращение граждан, подчеркивает майор полиции Игорь Богатыренко. Остановите машину, постучитесь в квартиру, зайдите в ближайший магазин – нет равнодушных к вашей беде. Например, когда внедорожник сбил на пешеходном переходе трех человек – первым позвонил в полицию и даже преследовал нарушителя, передавая в ЦОУ точные данные перемещения машины нарушителя, один неравнодушный автовладелец. Преступники были задержаны по горячим следам. Его лично это не касалось, но он проявил свою гражданскую инициативу. А бывает, что сами потерпевшие обращаются в полицию спустя недели, а то и месяцы.

Тут же в подтверждение слов Игоря Владимировича поступило сообщение «Сорвали норковую шапку в подъезде». Из всех примет подозреваемого нетрезвый потерпевший сообщил только: «азиат, низкого роста», и это спустя 45 минут после случившегося. Можно представить, как далеко мог убежать грабитель за это время и, тем не менее, дежурный инспектор стянул все свободные силы, перекрыл район вызова, отправив туда ближайшие патрули. Потерпевшего взяли на «борт». Задействованные в поиске полицейские останавливали всех подозрительных лиц, прочесывая частный сектор второго Павлодара. Но, увы, так никого и не нашли. А доставленный в отделение полиции потерпевший вообще отказался писать заявление. «Бог с ней, с шапкой» - заявил он. 

Предотвратить преступление не менее важная задача, чем раскрытие оного. Избитый в дальнейшем может оказаться ограбленным и даже убитым, пьяный – ограбленным и избитым, девушка, идущая поздно ночью одна – изнасилованной и ограбленной, поэтому нет для полиции не значительных вызовов или сообщений. 

Всякий раз им отвечала разъярённая женщина, которая гневно вопрошала где полиция, не называя своего места нахождения вместе с потерпевшим и тут же отключая телефон, не давая возможность полицейским составить правильную ориентировку.

По обрывкам фраз стало известно: «Потерпевший стоял со своей подругой и ждал такси. К ним подошли незнакомые парни азиатской национальности, отозвали мужчину в сторону, набросились на него, избили и отобрали барсетку, в которой, со слов потерпевшего, находилось 347 тысяч тенге. Как только такси подъехало, мужчина и женщина поехали в больницу самостоятельно, не дождавшись ни скорой, ни полиции». Сообщение «Избитый» перешло в «Грабеж» и стало обрастать новой информацией.

В приемном покое первой городской больницы участковый инспектор выявил новые подробности происшествия, что к мужчине подъехали 6 человек на джипе и, попросив закурить, совершили вышеописанное злодеяние. Дежурные обзванивали приёмные покои всех больниц в поисках потерпевшего, прежде чем выяснили, куда он все-таки поехал.

Наконец, когда дальнобойщик со своей подругой оказался в Южном отделении полиции, выяснилось, что они употребляли спиртные напитки на квартире её брата. Брат тоже был с ними. И позже, когда пара покинула квартиру, тот же самый брат в компании незнакомых парней отнял барсетку у потерпевшего.

Существует две категории вызовов, когда задействуются не только все силы полиции с оповещением руководства ДВД (хотя оно и так дежурит круглосуточно), но и аппарат городского акимата, КНБ, ДЧС, прокуратура. Это сообщения о взрывном устройстве и пропаже ребенка. Причем к розыску последнего подключаются еще и все городские спецслужбы, общественный транспорт и такси.

В городе 64 действующие видеокамеры, в 2015 планируется увеличить их количество до 134 штук. Возможно, они не будут столь явными для глаз общественности, в которую входят и преступники, предпочитающие совершать преступления вдали от известных видеоточек. Но анализ полицией проводится регулярно, и тайные тропы тоже будут взяты под видеоконтроль. 

 

Поделиться
+1