Каждый пятый выпускник павлодарских школ уезжает за высшим образованием в ближнее и дальнее зарубежье. В лидерах по популярности - российские вузы. Вернутся ли начинающие специалисты работать в родные края - неизвестно: такой статистики у нас не ведется.
По данным отдела образования города Павлодара, в прошлом году из 1165 выпускников общеобразовательных школ города 598 поступили в вузы Казахстана, а 265 абитуриентов отправились испытывать судьбу в другие государства, преимущественно в Россию. Из них - 187 человек поступили на грант, 78 - на платное обучение. В общем, отток павлодарских студентов за границу составил 22,5 процента от общего числа выпускников. Для сравнения: еще в 2012 году он был 14 процентов. В это же время наметилась еще одна тенденция - школьников в одиннадцатых классах Павлодара становится все меньше. Причем, существенно. В 2012 году городские школы выпустили 1628 абитуриентов, в 2013 году - 1342, а в прошлом и того меньше - 1165.
На местных вузах такая ситуация отражается самым прямым образом:
- Есть стандарт от Министерства образования РК, - комментирует ситуацию проректор по инновационному развитию ИнЕУ Евгений Никитин, - по которому на восемь студентов должен приходиться один преподаватель. Если студентов меньше - преподавателей меньше. И второе - кафедра может быть организована только, если штатных преподавателей - не менее десяти. Исходя из этих двух положений, при недоборе студентов мы вынуждены объединять кафедры.
Россияне всерьез настроены на привлечение казахстанских абитуриентов. Это подтверждают и в городском отделе образования.
- Если года три-четыре назад представители отдельных российских вузов приезжали к нам с профориентационной работой где-то в апреле-мае, то есть к концу учебного года, то сейчас их визиты начинаются уже с декабря, - рассказывает заместитель руководителя отдела образования города Павлодара Галина Шиндлярская. - И бывают в наших школах они практически еженедельно. Запретить эти посещения мы не можем, так как выпускники имеют право на самоопределение с выбором вуза, в котором они хотят обучаться.
- На такое явное привлечение наших студентов с российской стороны, по моему мнению, в основном влияют два фактора, - продолжает Евгений Никитин. - Первый: в России больше проблем с демографией, чем у нас в Казахстане: большая территория, малая плотность населения, в особенности за Уралом - в азиатской части России, где сейчас активно идет развитие промышленности. Естественно, что там очень нужнывысококвалифицированные кадры. Поэтому россияне с удовольствием берут наших казахстанцев в свои вузы на гранты. Второй фактор - чтобы нашим землякам поступить в российский университет или институт, не нужно сдавать ни ЕНТ, ни ЕГЭ. Казахстанцы приезжают туда с аттестатом, сдают вступительные экзамены университета, и по их результатам решается вопрос о присуждении образовательного гранта с предоставлением места в общежитии и стипендии.
- То есть, в российские вузы поступить легче, чем в наши?
- У нас, чтобы учиться в вузе, на ЕНТ или КТ нужно набрать не меньше пятидесяти баллов, в российских вузах такого ограничения не существует. Лишь бы двоек в аттестате не было. Но в сильных, серьезных вузах России требования очень жесткие - после очередной сессии, если остались «хвосты» и задолженности, дают месяц на досдачу, не успел - отчисляют. Бюджетные места освобождаются за счет нерадивых грантников - их отдают тем, кто хорошо учился на платной основе.
- Как обстоят дела с признанием зарубежных дипломов при продолжении обучения в Казахстане?
- Продолжить учебу на родине с дипломами стран Евразийского союза можно без труда. Например, сейчас у нас обучается около семидесяти человек с российскими дипломами. А вот дипломы других стран проходят процедуру нострификации (проверки соответствия казахстанской образовательной программе - авт.). Самые большие проблемы с дипломами вузов Узбекистана. Их образовательная программа кардинально отличается от нашей.
- Как вы считаете, такой отток молодежи способствует развитию кадрового кризиса в Казахстане?
- Несомненно. Заметьте, даже по программе «Болашак» уже прекратили набор студентов из числа ребят, только что закончивших школы, так как обучение в учебных заведениях других стран для Казахстана сейчас не столь актуально. У нас есть свои вузы, где ведут подготовку по программам, родственным зарубежным, взять тот же Назарбаев-университет...
- Что можно предпринять, чтобы наши студенты выбирали местные вузы?
- Нужно вносить изменения в правила итоговой аттестации школьников. ЕНТ - это очень сильное психологическое давление на них. Даже в российском ЕГЭ, который многие считают аналогом нашему виду аттестации, мало заучивания, как такового. У них есть тесты открытые и закрытые - это как устный экзамен, но в письменной форме. Наше ЕНТ - зазубривание. Логики, там, за небольшим исключением, - по минимуму. Я ради интереса лет пять-шесть назад полистал сборник для ЕНТ. И наткнулся на такой вопрос - почки какого растения имеют приятный запах? Варианты ответов: смородина, клен, тополь, береза…Мне стало интересно, ведь ответы на любой вопрос из сборника должны содержаться в учебниках школьной программы. Нашел разгадку в учебнике по ботанике шестого класса, где при описании смородины мельком упоминалось, что ее почки имеют приятный запах. А при описании той же березы, о запахе почек умалчивалось. Я понимаю, что с каждым годом корректность составления вопросов повышается, но все равно это в большинстве случаев - зазубривание.
- Вы за то, чтобы вернуть старые добрые вступительные экзамены?
- Нет, по моему мнению, система, похожая на ЕГЭ, была бы лучше - там для выпускника больше возможности раскрыться и показать свои знания за меньшее количество времени. Еще одна из проблем - выпускники, поступающие в вуз после колледжа, должны сдавать тестирование. Не по своей полученной специальности, а снова - по школьным предметам, которые уже подзабылись. Разве не правильнее для выпускников колледжей будет проводить тестирование по предметам их специальности, если они решают продолжить обучение в вузе по тому же направлению? Для улучшения процесса получения профессионального образования можно сделать и то, что хотели ввести лет пятнадцать назад - ступенчатость в его получении. Например, поступил, пару лет проучился, нет на данный момент возможности продолжать обучение и что - брать академическую справку, без диплома оставаться? Ан, нет, получаешь диплом о среднем профессиональном образовании и идешь работать, набираться практического опыта, а затем, как только появляется возможность - доучиваешься.
- Что предпринимает конкретно ваш вуз для привлечения абитуриентов?
- Мы реализуем различные маркетинговые решения. Например, делаем так, чтобы школьники, начиная где-то с восьмого класса, активно вовлекались в жизнь вуза. Вот сейчас у нас проводится конкурс «Инновационный Павлодар», где ученики десятых-одиннадцатых классов представляют свои проекты, имеющие коммерческую жилку. Мы помогаем им в разработке бизнес-планов для этих проектов. Победители получают гранты на обучение в нашем вузе.
- Насколько я знаю и, обучаясь в ИнЕУ, можно побывать за рубежом?
- Да, это называется академическая мобильность: мы - к вам, вы - к нам. Мы отправляем учиться наших студентов в Китай, Германию, Словению. Если человек приходит к нам поступать уже со знанием языка по системе IELTS 2,5-3, то он в течение своего периода обучения со стопроцентной гарантией поедет учиться за рубеж. Есть программа стажировок за границей, по ней ежегодно отправляем шесть-семь студентов. Также существует программа обмена DAAD, по которой 15-16 человек от нашего вуза уезжают учиться в Германию. Большинство из программ - бесплатные.
- Вернемся к павлодарцам, уезжающим учиться за рубеж не от вузов. Куда, помимо России, удобно поступать для получения образования?
- В последнее время стал возрастать среди казахстанских студентов спрос на обучение в Чехии, там высшее образование бесплатное при условии знания чешского языка. А чтобы его выучить, чешская сторона предлагает годовые курсы.
- Какие специальности на данный момент наиболее востребованы, судя по количеству абитуриентов?
- Проще назвать самые невостребованные специальности по Казахстану - те, для поступления на которые, нужно выбирать четвертым предметом на ЕНТ химию. Может быть, на этот предмет мало внимания обращают в школах? Самые востребованные, в плане выделения государственных грантов, специальности технического профиля. Возрастает количество грантов на специальности, связанные с экологией и окружающей средой.
Тем временем, сами студенты говорят о том, что возвращаться на родину по окончанию обучения не намерены.
- Я уже подала документы на российское гражданство, - говорит уроженка Павлодара, сейчас студентка ОмГТУ Алена Соловьева, - при обучении в российском вузе его можно получить по упрощенной схеме. Изначально планировала обучаться в Омске, поэтому даже не пыталась сдать ЕНТ. На моем экономическом факультете - процентов семьдесят казахстанцев. Есть ребята и из Павлодара, Экибастуза...
- Активно готовлюсь к поступлению в российский вуз, - рассказывает павлодарка Лилия Хисматулина, - так получилось, что во время ЕНТ я лежала в больнице. А без его результатов поступить здесь никуда не могу. Чем на следующий год сдавать КТ, к которому нужно будет заучивать большой объем тестов, я решила сразу готовиться к поступлению в Омск на архитектора. Отзывы от знакомых хорошие. Отучусь и останусь в России. Считаю, что там больше перспектив.
Однако в городском отделе образования уверены, что бить тревогу рановато:
- Мы ведем работу с родителями, - говорит Галина Шиндлярская, - объясняем им, что и в отечественных вузах также можно получить достойное образование. Убеждаем, что не нужно отказываться от сдачи ЕНТ, иначе у ребенка не будет сертификата, по которому он может, в случае не поступления в российский вуз, попытаться обучаться в местных. Но глобальной проблемы здесь нет. 80-85 процентов школьников города сдают ЕНТ. Технология сдачи обновляется, улучшается. Под наблюдением отдела образования Павлодара - только дети из общеобразовательных школ города, и я бы не сказала, что едут поступать в те же российские вузы в основной массе отличники учебы. Скорее наоборот - мы отслеживаем сам контингент наших выпускников, отказавшихся сдавать ЕНТ и нацеленных уже на поступление в российские вузы и, нужно сказать, что по большей части это дети, имеющие оценки «удовлетворительно». Но не стоит упускать из внимания и то, что большой отток сильных, одаренных детей идет из специализированных школ. Они - не под нашим наблюдением.
Честно говоря, воспользовавшись поиском в Интернете, можно найти довольно много интересных предложений по получению высшего образования. В той же Греции действуют бесплатные программы для обучения, причем, поначалу можно обойтись и без знания греческого языка, а зачисление в вуз производится на основании конкурса аттестатов, без сдачи экзаменов, и не требует даже присутствия поступающего в стране. Бесплатным обучением зазывают наших отличников, спортсменов, художников, музыкантов и танцоров США. В общем, конкуренции отечественным вузам много. Сумеют ли они удержать студентов, а страна и регион - будущих и настоящих специалистов?
Вопрос этот, в свете появления у Павлодарской области стратегии развития до 2030 года, совсем не риторический. Одним из залогов превращения Прииртышья в лучшее место для жизни в Казахстане документ обозначил привлечение талантливой молодежи и предотвращение оттока квалифицированных кадров. Но павлодарская молодежь, как мы видим, все чаще не желает связывать свое будущее с родиной. А значит, мало красиво наобещать, что ситуация когда-то, лет через 15, исправится.
Разработчики стратегии из российской StrategyPartnersGroup обозначили нам рецепты решения проблемы: от введения обязательной школьной профориентации до создания в регионе нового международного университета, когда какой-нибудь, скажем, Оксфорд или Гарвард откроет у нас кампус и начнет учить студентов по своим образовательным программам под собственным брендом.
Реально ли это? Нынешний аким области Канат Бозумбаев, одобрив стратегию, дал понять: да. Тогда ждем от него скорейших конкретных действий.
Мозги текут еще как, у меня малой выпускается в этом году, ровно пол класса сваливает в РФ
Слишком длинный текст кто его будет читать?
Не смешите мои тапочки! Можно подумать молодежь боится поступать в наши вузы из-за ЕНТ? Было бы образование на уровне и уровень коррупции стремился бы к нулю - никто никуда бы не уезжал!
Я не поленилась и прочитала. Даже обнаружила баг))) Так вот, ответ в тексте есть. Высшее в РФ - упрощенная схема получения гражданства. Они не собираются возвращаться ))
, общеизвестно, что в ВУЗе 80% образования это самообразование. Если человек хочет учиться а не просто купить диплом, он будет учиться и станет отличным молодым специалистом которые так необходимы нашей республике. И не важно, в ПГУ или в ОГУ, уверяю вас лентяев, разводящих зачеты хватает и там и там. И есть нормальные студенты, и есть отличные преподаватели в том же ПГУ. Почему у них не спросила автор мнения?
Начался сезон агитации ))
, очередной факт высосанный из пальца. Для того чтобы эти 80% в полной мере раскрыли себя, необходима среда. Под средой я подразумеваю: преподаватели, которые реально могут вести студентов в огромном массиве информации, хорошая библиотека с доступом к современной литературе (купить книжку за 100 и более долларов не каждый студент способен) и далеко не в последнюю очередь уровень окружающих студентов.
Но что мы имеем по факту у нас? Преподаватели в большинстве своем отстали от жизни, тем кто могу быть в курсе, не дают приваливая кучу тупой работы (бумажки, проф. воспитание и прочее). Молодые преподаватели в большинстве своем так себе. Библиотеки представляют из себя плачевные зрелища. Найти реально хорошую литературу тут очень сложно, про подписки на онлайн доступ к научным статьям я вообще молчу. И самое главное студенты. Как очень хорошо проговорился Никитин: нашим ВУЗам набирать еще более полный шлак, пока мешает только наличие проходных 50 баллов. Все остальные способы собрать полный шлак в ВУЗе и держать их до самого конца, не отчисляя, они уже применили.
И как по вашему должен студент себя самообразовывать? Когда преподаватель даже не подскажет по вопросам на краю прогресса, когда в библиотеке нет литературы, по которой можно узнать этот край прогресса, и когда половина твоих одногруппников совершенно случайные люди, которые забили на универ, но универ их отчислять не собирается, т.к. они исправно платят.
Наши павлодарские (казахстанские) ВУЗы даже ремесленников нормальных (просто средне делающих свою работу по алгоритму) выпустить не могут. Война за ВУЗы проиграна. Могли бы хотябы попытаться не проиграть войну за колледжи и за училища.
Бессвязный набор слов, написанный под девизом "И так сойдёт", являющимся основным принципом поколения ЕНТ. На плагиат, кстати, проверяли?
, для человека, желающего учиться перечисленные вами негативные условия препятствием не станут
, здравомыслящий человек, желающий учиться - постарается избежать этих препятствий путем выбора вуза в другой стране
, вы, простите, где получали высшее образование?
, препятствием не станут, но и помогать не будут. При прочих равных, думаю студент в Гарварде, МТИ, Кэмбридже и т.д. сможет добиться большего, чем в ПГУ.
, или повесится после первого семестра когда поймет что он не способен учиться на уровне соседей по кампусу
, прощаю, в ПГУ
и какой из этого вы сделаете вывод?
, что ты засланный казачок!
, что за бред, и второй раз в жизни соглашусь со стингой (ты посмотри ка )))...
если честно отучившись в нашем вузе он мне ничего толком не дал... все знания то что у меня сейчас имеются я накопил сам исключительно самообразованием и на собственном опыте, более того я и еще пару парней на курсе нашем учавствовали в образовательном процессе не студентами а наоборот, помогали студентам другим, да и преподавателям...
образовательная программа устарела минимум на 10 лет, знания которые дают преподаватели зачастую не актуальны и ненужны...
будучи на 2м курсе я думал перевестись в политех в омск, пошел сравнил программы наши, по часам и предметам, поговорил с преподавателями, со студентами, посмотрел как обучаются и на чем... я ходил и реально завидывал им...
а самообразование это хорошо конечно, но база должна быть заложена в мозг студенту фундаментально в вузе... в наших вузах ни о какой базе речи не может быть...
соответственно логично предположить, все те кто хотят обучаться и что то знать не будут сидеть у нас и поедут в РФ
ПЫСЫ: образования и медицины в РК нет, и это факт
, я о решающей роли самообразования и говорю. Но обсуждать ничем не подкрепленные заявления об отсутствии образования и медицины не буду
, лол ничем не подкрепленные ))) жизнь подкрепляет и подтверждает на 100%
если самообразоваться еще можно то самолечение до добра не доводит, а другого людям ничего не остается... как не прискорбно говорить, а медицина и образование на нулевом уровне...
увольте доказывать что черное це черное, белое це белое както глупо
Когда в наших ВУЗах сделают бесплатное обучение и посадят всех взяточников-преподов, может и потянутся туда выпускники.А кормить жулье пять лет и выйти с дипломом ,но без знаний и навыков только для баранов хорошо.
, "я о решающей роли самообразования и говорю" - а я говорю о решающей роли именно базы, если образование было бы на должном уровне, мне не пришлось бы помимо вуза изучать основы самостоятельно, да и как специалист я считаю на данный момент был бы лучше и грамотней...
если сравнивать меня к примеру с коллегами обучавшихся в других вузах то я замечаю пробелы у себя именно в базе, именно в основе, она у них мощнее однозначно...
да самообразование дало толк, да я работал на хорошей работе по своей специальности уже на 3 курсе очного, но это исключительно моя заслуга, а не вуза, вуз дал мне бумажку с синей корочкой которую я никогда никому не показывал, ну и самое главное вуз дал мне друзей, а в плане образования он не дал ничего...
Выпускникам т.н. высокорейтинговых школ Павлодара уже давно западло поступать в ПГУ. Гораздо качественнее и элитнее уезжать зарубеж - Россия или дальше.
Когдя я заканчивал школу, из нашего класса составом в 20 человек 15 поступили в Алматы, т.к. там знания более-менее получше и 2 в Томск, хотя и в Алматы разводить можно было, если ситуация прижмет.
Кстати, алматинский АУЭС (бывший АИЭС) - довольно неслабый вуз по меркам РК. Тяжелее всего учится было им, если не считать честную учебу в медах.
да ептить! курс хороший рубля щас)))) чтоб там учиться !!!!
Ситуация будет исправлена. Для этого и приняли Стратегию повышения конкурентоспособности области
, лол, дайте мне попкорну... кто там где и чего принял/попилил деньжат волнует только тех кто принимал, а на реальной ситуации нифига это не скажется
, потом вам за эти слова стыдно будет. Но мы вас простим, мы не злопамятные
, буду искренне рад если случится такое что мне будет стыдно за эти слова, но я реалист, а не политик, сказочник, фантазер
, когда дети захотят учиться непременно в Павлодаре тогда и поговорим
, я думаю когда у моих детей будут свои дети, они знать будут про Павлодар только из рассказов деда роника...
,
если у них родным языком к этому времени не будет китайский или английский
а по теме. настоятельно посоветовал младшому искать вуз по ту сторону границы с дистанционной формой обучения. именно из за очередной подляны со стороны наших вузов. выпускник техникума с красным дипломом сейчас не может поступить в НАШ казахстанский вуз на основании диплома. ему нужно предварительно(уже как 2 года) сдать какую то херню типа ЕНТ.
нахер. пусть лучше сдает честные экзамены. Осталось только уточнить действует ли там система сокращенного обучения по той же специальности, по которой обучался в техникуме.
, аахахх как вариант, вероятнее всего так и будет!
, не тут два варианта либо русский либо php )
,
, считается )