Мозги-то текут

Каждый пятый выпускник павлодарских школ уезжает за высшим образованием в ближнее и дальнее зарубежье. В лидерах по популярности - российские вузы. Вернутся ли начинающие специалисты работать в родные края - неизвестно: такой статистики у нас не ведется.

По данным отдела образования города Павлодара, в прошлом году из 1165 выпускников общеобразовательных школ города 598 поступили в вузы Казахстана, а 265 абитуриентов отправились испытывать судьбу в другие государства, преимущественно в Россию. Из них - 187 человек поступили на грант, 78 - на платное обучение. В общем, отток павлодарских студентов за границу составил 22,5 процента от общего числа выпускников. Для сравнения: еще в 2012 году он был 14 процентов. В это же время наметилась еще одна тенденция - школьников в одиннадцатых классах Павлодара становится все меньше. Причем, существенно. В 2012 году городские школы выпустили 1628 абитуриентов, в 2013 году - 1342, а в прошлом и того меньше - 1165.

На местных вузах такая ситуация отражается самым прямым образом:

- Есть стандарт от Министерства образования РК, - комментирует ситуацию проректор по инновационному развитию ИнЕУ Евгений Никитин, - по которому на восемь студентов должен приходиться один преподаватель. Если студентов меньше - преподавателей меньше. И второе - кафедра может быть организована только, если штатных преподавателей - не менее десяти. Исходя из этих двух положений, при недоборе студентов мы вынуждены объединять кафедры.

Россияне всерьез настроены на привлечение казахстанских абитуриентов. Это подтверждают и в городском отделе образования.

- Если года три-четыре назад представители отдельных российских вузов приезжали к нам с профориентационной работой где-то в апреле-мае, то есть к концу учебного года, то сейчас их визиты начинаются уже с декабря, - рассказывает заместитель руководителя отдела образования города Павлодара Галина Шиндлярская. - И бывают в наших школах они практически еженедельно. Запретить эти посещения мы не можем, так как выпускники имеют право на самоопределение с выбором вуза, в котором они хотят обучаться.

- На такое явное привлечение наших студентов с российской стороны, по моему мнению, в основном влияют два фактора, - продолжает Евгений Никитин. - Первый: в России больше проблем с демографией, чем у нас в Казахстане: большая территория, малая плотность населения, в особенности за Уралом - в азиатской части России, где сейчас активно идет развитие промышленности. Естественно, что там очень нужнывысококвалифицированные кадры. Поэтому россияне с удовольствием берут наших казахстанцев в свои вузы на гранты. Второй фактор - чтобы нашим землякам поступить в российский университет или институт, не нужно сдавать ни ЕНТ, ни ЕГЭ. Казахстанцы приезжают туда с аттестатом, сдают вступительные экзамены университета, и по их результатам решается вопрос о присуждении образовательного гранта с предоставлением места в общежитии и стипендии.

- То есть, в российские вузы поступить легче, чем в наши?

- У нас, чтобы учиться в вузе, на ЕНТ или КТ нужно набрать не меньше пятидесяти баллов, в российских вузах такого ограничения не существует. Лишь бы двоек в аттестате не было. Но в сильных, серьезных вузах России требования очень жесткие - после очередной сессии, если остались «хвосты» и задолженности, дают месяц на досдачу, не успел - отчисляют. Бюджетные места освобождаются за счет нерадивых грантников - их отдают тем, кто хорошо учился на платной основе.

- Как обстоят дела с признанием зарубежных дипломов при продолжении обучения в Казахстане?

- Продолжить учебу на родине с дипломами стран Евразийского союза можно без труда. Например, сейчас у нас обучается около семидесяти человек с российскими дипломами. А вот дипломы других стран проходят процедуру нострификации (проверки соответствия казахстанской образовательной программе - авт.). Самые большие проблемы с дипломами вузов Узбекистана. Их образовательная программа кардинально отличается от нашей.

- Как вы считаете, такой отток молодежи способствует развитию кадрового кризиса в Казахстане?

- Несомненно. Заметьте, даже по программе «Болашак» уже прекратили набор студентов из числа ребят, только что закончивших школы, так как обучение в учебных заведениях других стран для Казахстана сейчас не столь актуально. У нас есть свои вузы, где ведут подготовку по программам, родственным зарубежным, взять тот же Назарбаев-университет...

- Что можно предпринять, чтобы наши студенты выбирали местные вузы?

- Нужно вносить изменения в правила итоговой аттестации школьников. ЕНТ - это очень сильное психологическое давление на них. Даже в российском ЕГЭ, который многие считают аналогом нашему виду аттестации, мало заучивания, как такового. У них есть тесты открытые и закрытые - это как устный экзамен, но в письменной форме. Наше ЕНТ - зазубривание. Логики, там, за небольшим исключением, - по минимуму. Я ради интереса лет пять-шесть назад полистал сборник для ЕНТ. И наткнулся на такой вопрос - почки какого растения имеют приятный запах? Варианты ответов: смородина, клен, тополь, береза…Мне стало интересно, ведь ответы на любой вопрос из сборника должны содержаться в учебниках школьной программы. Нашел разгадку в учебнике по ботанике шестого класса, где при описании смородины мельком упоминалось, что ее почки имеют приятный запах. А при описании той же березы, о запахе почек умалчивалось. Я понимаю, что с каждым годом корректность составления вопросов повышается, но все равно это в большинстве случаев - зазубривание.

- Вы за то, чтобы вернуть старые добрые вступительные экзамены?

- Нет, по моему мнению, система, похожая на ЕГЭ, была бы лучше - там для выпускника больше возможности раскрыться и показать свои знания за меньшее количество времени. Еще одна из проблем - выпускники, поступающие в вуз после колледжа, должны сдавать тестирование. Не по своей полученной специальности, а снова - по школьным предметам, которые уже подзабылись. Разве не правильнее для выпускников колледжей будет проводить тестирование по предметам их специальности, если они решают продолжить обучение в вузе по тому же направлению? Для улучшения процесса получения профессионального образования можно сделать и то, что хотели ввести лет пятнадцать назад - ступенчатость в его получении. Например, поступил, пару лет проучился, нет на данный момент возможности продолжать обучение и что - брать академическую справку, без диплома оставаться? Ан, нет, получаешь диплом о среднем профессиональном образовании и идешь работать, набираться практического опыта, а затем, как только появляется возможность - доучиваешься.

- Что предпринимает конкретно ваш вуз для привлечения абитуриентов?

- Мы реализуем различные маркетинговые решения. Например, делаем так, чтобы школьники, начиная где-то с восьмого класса, активно вовлекались в жизнь вуза. Вот сейчас у нас проводится конкурс «Инновационный Павлодар», где ученики десятых-одиннадцатых классов представляют свои проекты, имеющие коммерческую жилку. Мы помогаем им в разработке бизнес-планов для этих проектов. Победители получают гранты на обучение в нашем вузе.

- Насколько я знаю и, обучаясь в ИнЕУ, можно побывать за рубежом?

- Да, это называется академическая мобильность: мы - к вам, вы - к нам. Мы отправляем учиться наших студентов в Китай, Германию, Словению. Если человек приходит к нам поступать уже со знанием языка по системе IELTS 2,5-3, то он в течение своего периода обучения со стопроцентной гарантией поедет учиться за рубеж. Есть программа стажировок за границей, по ней ежегодно отправляем шесть-семь студентов. Также существует программа обмена DAAD, по которой 15-16 человек от нашего вуза уезжают учиться в Германию. Большинство из программ - бесплатные.

- Вернемся к павлодарцам, уезжающим учиться за рубеж не от вузов. Куда, помимо России, удобно поступать для получения образования?

- В последнее время стал возрастать среди казахстанских студентов спрос на обучение в Чехии, там высшее образование бесплатное при условии знания чешского языка. А чтобы его выучить, чешская сторона предлагает годовые курсы.

- Какие специальности на данный момент наиболее востребованы, судя по количеству абитуриентов?

- Проще назвать самые невостребованные специальности по Казахстану - те, для поступления на которые, нужно выбирать четвертым предметом на ЕНТ химию. Может быть, на этот предмет мало внимания обращают в школах? Самые востребованные, в плане выделения государственных грантов, специальности технического профиля. Возрастает количество грантов на специальности, связанные с экологией и окружающей средой.

 

Тем временем, сами студенты говорят о том, что возвращаться на родину по окончанию обучения не намерены.

- Я уже подала документы на российское гражданство, - говорит уроженка Павлодара, сейчас студентка ОмГТУ Алена Соловьева, - при обучении в российском вузе его можно получить по упрощенной схеме. Изначально планировала обу­чаться в Омске, поэтому даже не пыталась сдать ЕНТ. На моем экономическом факультете - процентов семьдесят казахстанцев. Есть ребята и из Павлодара, Экибастуза...

- Активно готовлюсь к поступлению в российский вуз, - рассказывает павлодарка Лилия Хисматулина, - так получилось, что во время ЕНТ я лежала в больнице. А без его результатов поступить здесь никуда не могу. Чем на следующий год сдавать КТ, к которому нужно будет заучивать большой объем тестов, я решила сразу готовиться к поступлению в Омск на архитектора. Отзывы от знакомых хорошие. Отучусь и останусь в России. Считаю, что там больше перспектив.

Однако в городском отделе образования уверены, что бить тревогу рановато:

- Мы ведем работу с родителями, - говорит Галина Шиндлярская, - объясняем им, что и в отечественных вузах также можно получить достойное образование. Убеждаем, что не нужно отказываться от сдачи ЕНТ, иначе у ребенка не будет сертификата, по которому он может, в случае не поступления в российский вуз, попытаться обучаться в местных. Но глобальной проблемы здесь нет. 80-85 процентов школьников города сдают ЕНТ. Технология сдачи обновляется, улучшается. Под наблюдением отдела образования Павлодара - только дети из общеобразовательных школ города, и я бы не сказала, что едут поступать в те же российские вузы в основной массе отличники учебы. Скорее наоборот - мы отслеживаем сам контингент наших выпускников, отказавшихся сдавать ЕНТ и нацеленных уже на поступление в российские вузы и, нужно сказать, что по большей части это дети, имеющие оценки «удовлетворительно». Но не стоит упускать из внимания и то, что большой отток сильных, одаренных детей идет из специализированных школ. Они - не под нашим наблюдением.

 

Честно говоря, воспользовавшись поиском в Интернете, можно найти довольно много интересных предложений по получению высшего образования. В той же Греции действуют бесплатные программы для обучения, причем, поначалу можно обойтись и без знания греческого языка, а зачисление в вуз производится на основании конкурса аттестатов, без сдачи экзаменов, и не требует даже присутствия поступающего в стране. Бесплатным обучением зазывают наших отличников, спортсменов, художников, музыкантов и танцоров США. В общем, конкуренции отечественным вузам много. Сумеют ли они удержать студентов, а страна и регион - будущих и настоящих специалистов?

Вопрос этот, в свете появления у Павлодарской области стратегии развития до 2030 года, совсем не риторический. Одним из залогов превращения Прииртышья в лучшее место для жизни в Казахстане документ обозначил привлечение талантливой молодежи и предотвращение оттока квалифицированных кадров. Но павлодарская молодежь, как мы видим, все чаще не желает связывать свое будущее с родиной. А значит, мало красиво наобещать, что ситуация когда-то, лет через 15, исправится.

Разработчики стратегии из российской StrategyPartnersGroup обозначили нам рецепты решения проблемы: от введения обязательной школьной профориентации до создания в регионе нового международного университета, когда какой-нибудь, скажем, Оксфорд или Гарвард откроет у нас кампус и начнет учить студентов по своим образовательным программам под собственным брендом.

Реально ли это? Нынешний аким области Канат Бозумбаев, одобрив стратегию, дал понять: да. Тогда ждем от него скорейших конкретных действий.

 

Поделиться
+1