Павлодарцам уже давно остается лишь с грустью вспоминать о тех временах, когда город украшали фигуры изо льда и снега, а дети резвились на шикарных горках Ледового городка. А вы по ним скучаете?
О столь любимых павлодарцами ледяных постройках и не только рассказал «Версии» один из мастеров, возводивших когда-то в нашем городе зимнюю сказку. Павлодарский художник, скульптор Марат Абылкасимов уже шестнадцать лет работает с ледяными фигурами. Пять раз он принимал участие в создании ледового городка в Павлодаре. И хотел бы подарить эту хрупкую красоту городу вновь.
- В этом году, еще в октябре, меня пригласили в ЖКХ, - говорит скульптор, - сказали, что хотят сделать большие фигуры изо льда и поставить их на перекрестках некоторых улиц. Я назначил вполне приемлемую сумму за такую работу. В итоге было обещано, что поищут спонсоров, так как деньги на это не выделяют. Но на этом все затихло. Сейчас я предложил провести мастер-класс по работе со льдом, бесплатный. И скульптуры бы остались на украшение города. От ЖКХ я попросил только предоставить лед, но ответа пока мне не дали. Может, найдутся спонсоры, которые бы могли привезти его. У меня даже эскизы для работы готовы: фигуры лошади и барана, а между ними - ледяной трон, на который горожане могли бы садиться, чтобы сфотографироваться.
- Некоторые павлодарцы предполагают, что строить городки перестали из-за массового баловства с втыканием лезвий и иголок в ледяные горки.
- Да, я слышал о таких случаях, но это не происходило массово. Не думаю, что это может быть причиной. Скорее всего, средств нет.
- Когда в последний раз у нас был ледовый городок, вы помните?
- В прошлом году ничего не было. В позапрошлом - в горсаде стояло несколько фигур, но на них страшно было смотреть, видимо, делались на «тяп-ляп». Полноценный ледовый городок, который не стыдно таким назвать, был, если мне не изменяет память, зимой 2003-2004 годов. Потом еще пару лет ставили несколько ледовых фигур, в том числе перед магазинами, но это уже были частные пожелания их хозяев.
- Насколько сложно работать со льдом?
- Самый мой любимый и легкий материал - это лед. За день-полтора я делаю любую фигуру в натуральную величину. Главное, чтобы температура была комфортная: от -8 до -18 градусов. Выше -8 почти не замерзает вода, служащая клеем для льда, ниже - с -20 и дальше, при использовании воды, лед начинает трескаться - приходится поливать очень аккуратно.
- Ледяные кирпичи-то тяжелые. А если фигура трех-, четырехметровая, как собирать?
- Обычно я беру с собой помощника, который и кирпичи подаст, и воды когда нужно. Я начал заниматься изготовлением ледовых скульптур в 1999 году. До 2002 года городок делали перед ГДК, потом перешли на набережную. В 1999 году руководил командой скульпторов ледового городка Сергей Башилов - директор художественного колледжа. Научился «ледовому искусству» за день-два: художник-скульптор Бота Машрапов показал, как и что нужно делать, и я начал работать. Он мне дал топор и сказал: «Попробуй вырубить голову единорога». Я сделал. Сергей с Ботой удивились, что справился я довольно быстро и хорошо, и перевели на ответственную работу - ледяные скульптуры «Знаки зодиака». Те эскизы, что предлагались, мне не понравились. В работе со льдом нужно учитывать, что он прозрачный и не отбрасывает тени. Поэтому в фигуре нужно делать больше просветов, а еще прорабатывать эту особенность, играя силуэтом. С учетом этого всего я переделал эскизы на свой лад. Рак изначально был задуман лежащим на большом полутораметровом постаменте - его и не увидишь там. Поэтому я перевел его в вертикальное положение. Со скорпионом была та же проблема. В моем варианте он спускался с шара. Дней двенадцать у меня ушло на работу со всеми фигурами. И когда я уже заканчивал - 24 декабря начало таять. Я нашел человека, который снял ледовый городок на видео. Сохранилось оно на старых кассетах. В прошлом году мне перенесли его с этих кассет на диск. Запись идет три часа, я немного порезал: выбирал те места, где побольше людей в кадре, чтобы они через 16-17 лет могли увидеть себя, вспомнить. Опубликовал на своем канале на «Youtube» (найти можно по названию роликов «Павлодарцы и ледовый городок 1999 года» - авт.). Кстати, там же есть видеослайды моих работ из дерева, льда и бетона. Три дня тогда лед таял, все скульптуры значительно «похудели». А потом опять похолодало, и нам сказали: «Восстанавливайте», дали срок - три дня. В авральном режиме все скульпторы принялись за дело, но уже, конечно, с мыслью «лишь бы было». К Новому году успели, но первоначальный вид был утрачен.
- Откуда брали лед для городка?
- Его всегда нам предоставлял акимат. Вырезали ледяные кирпичи на Усолке. Работы начинали в декабре, ждали, пока лед наберет толщину примерно 20 сантиметров. Горками занимались горкомхоз и различные строительные организации, они нанимали людей - кладчиков-строителей, которые в другое время работают с обычными кирпичами.
- А на следующий год вы снова принимали участие в строительстве городка?
- Да, меня снова пригласили. А еще через год я сам организовал бригаду и работал над скульптурами ледового городка параллельно с другой командой. Но с оплатой с каждым годом было все хуже. Заработанные деньги выдавали лишь летом - в июне. Иногда даже аванса не было. Напрямую мы работать не могли - такие были условия, только через организацию-посредника, которая нанимала нас на работу. Зарплату не только задерживали, но еще и пытались урезать: договариваемся на одну сумму, а когда дело доходит до выплаты, она - гораздо меньше. Мне это надоело, и я решил, что больше не буду заниматься ледовым городком. Это был 2002 год. Тогда строили не один городок, а несколько - в пяти местах: в Усольском микрорайоне, возле театра имени Аймаутова, на набережной, на привокзальной площади и перед ГДК. Акимат поручал организациям быть ответственными за строительство того или иного городка. Например, перед театром Аймаутова ставил горки и скульптуры алюминиевый завод, на Усолке - горводоканал. Мне тогда позвонили из управления железных дорог, позвали поработать со скульптурами у вокзала. Меня убедили, что оплата будет вовремя. В тот год я делал скульптуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще большую голову барана в честь наступающего символа года. Рассчитывали, что я буду работать 6-7 дней, но я управился за три. В оставшиеся дни меня попросили сделать скульптуры баранов на крыльце управления за дополнительную плату. На следующий год они снова обратились ко мне. В 2005 году ребята из местного союза художников мне сообщили, что в Астане идет республиканский конкурс на лучшую ледовую скульптуру, и от Павлодара вызывают двух человек. До конца октября нужно было отправить эскиз. Я взял себе друга-помощника, соответственно должен был сделать две фигуры. Конкурс длился пять дней, каждый участник за это время должен был вырезать одну скульптуру. Я был уверен, что успею две. Когда отправил по факсу эскизы, организаторы тут же позвонили нашему председателю союза художников со словами: «Кто делал такие тупые эскизы? Зачем он девушке пальцы нарисовал, а кентавру лук? Как он собирается изо льда такие вещи делать?». Председатель ответил: «Он уже лет пять работает с ледовыми скульптурами. Раз так нарисовал, значит, что-то сделает. Примите эскизы». Организатор принял, но не поверил. Первая скульптура у меня была «Бишілер тобы» - две танцующие девушки и между ними парень, стоящий на одном колене и играющий на домбре. Это все нужно было поместить на готовые ледяные тумбы высотой чуть больше метра. А площадка сама была метр на метр. То есть три скульптуры в натуральную величину нужно было туда поставить. Ледяные девушки танцевали «камажай» с изогнутыми пальчиками. В первый же день у меня уже была готова фигура первой девушки. Местные художники стали подходить, удивляться: «Ну, ты даешь!».
- А как вы сделали-то эти пальчики?
- Ничего сложного. Вырезал на земле изо льда да приклеил водой. Просто, чтобы выполнить скульптуру даются ледяные кирпичи. Я выкладываю их сразу по форме будущей фигуры, тогда как большинство скульпторов кладут их ровненько друг на друга, а потом из получившейся тумбы вырезают то, что им нужно, отсекая лишнее. Многих я научил работать по своей схеме. Так ведь лишнюю работу не делаешь, дела идут гораздо быстрее, да и кирпичи экономятся. Вторая фигура на конкурс у меня была - стреляющий из лука кентавр с головным убором Золотого человека.
- Много инструментов, наверное, необходимо, чтобы работать с деталями?
- Я всегда использую топор. Иногда - нож и прямую стамеску. Вот буквально недавно купил электропилу. Увидел, что бензопилой пользуются другие мастера по льду. Электропила мне нужна разве что, когда необходимо отделить длинный большой кусок, а в остальном топор продолжает оставаться моим главным инструментом.
- В 2010 году я отправился на конкурс в один из районов Карагандинской области - на родину моего отца, в горный отель «Тасбулак» Я там ранее ни разу не был, и хотя призовой фонд был совсем небольшой, поехал. За пять дней нужно было сделать скульптуру. Все участники прибыли командами - по три - четыре человека, а я один. Когда нам показали места, я бросил на свое ледяной кирпич, и пошел гулять, смотреть, как остальные работают, местность осматривал. Кругом бензопилы гудят, болгарки какие-то, работа кипит. А я с топором в рабочей одежде хожу, разглядываю. На второй день к обеду организаторы забеспокоились - почему у меня до сих пор ничего нет. Подошли ко мне, потребовали начать работу. Я сказал, что справлюсь за два дня. Так и вышло. Делал я скачущего с горы вниз всадника с луком, а над ним - орел парящий - к хвосту лошади его прикрепил. Еще день у меня остался в запасе. Соорудил в пустующем месте ледяной стол с вазой, шампанским, фруктами. У нас где-то даже фотографии остались, где мы всей компанией конкурсантов окончание работ отметили у этого стола. Единогласным решением скульпторов и администрации я занял первое место.
- Два года я уже не участвую в создании ледяных скульптур: в прошлом году, ни у нас, ни в Астане не было ледового городка, а в этом в столицу пригласили пятьдесят специалистов из Китая.
- Кстати, они при создании скульптур применяют краску для льда. Как вы к ней относитесь?
- Если для героев из мультиков, как это делают они сейчас, то, в принципе, неплохо. А если серьезные скульптуры начать разукрашивать - это детский сад. Я использовал краску, когда делал те же знаки зодиака. Льву я выделил цветом шар, который он держал в лапах. Снаружи нельзя лед красить, иначе, когда он начнет подтаивать, все потечет. Представьте, как это будет ужасно выглядеть. Я делал шар из двух кирпичей, внутри вырезал небольшое углубление, покрасил его и склеил две части детали. За счет прозрачности льда цвет хорошо виден. Также я делал весы, подкрасив чаши, которые держала ледяная девушка.
- А что за краску использовали?
- Да, обыкновенную гуашь, сейчас и акриловой кругом предостаточно. Но китайские мастера, по-моему, снег окрашивали, а не лед. Не знаю, как это будет держаться.
- Еще в республиканских конкурсах вы участвовали?
- Да, я ездил три раза. Их всего было три (2005-2006 г.г.), больше, почему-то, не проводят. В первый раз занял третье место с двумя скульптурами. На второй год я поехал один и делал одну скульптуру - три барса, как отсылка к символу Астаны, держащие в лапах поднос, на котором лежал шар с верхней частью Байтерека. Попросил местных электриков подвести к шару желтую подсветку, так он постоянно и светился. Занял уже первое место. Третий год на конкурс я едва не опоздал, мне не сообщили о нем. Я буквально на ходу придумал эскиз и сразу приступил к работе. Скульптура называлась «Внук охотника»: мальчик в одних дедовских валенках и шапке-ушанке держит на вытянутой руке беркута, а рядом собака - тазы. И я снова взял первое место. Кстати, в тот год в конкурсе участвовал еще один павлодарец - Бота Машрапов. Оба мы вернулись с призами - он занял третье место.
- В Астане еще много различных скульптур я создавал в разные годы. В Павлодаре работы в этой сфере не было, приходилось ездить по городам и конкурсам. Вот, например, в январе 2013 года, в парке «Восемь озер», что находится в Талгарском районе - сорок километров от Алматы, тоже проходил Международный конкурс, в котором я участвовал. Но климат там значительно теплее, поэтому скульптуры стали быстро таять. У моей, например, руки отвалились за ночь до представления ее жюри. Пришлось срочно впопыхах восстанавливать. Конечно, уже получилось не так, как изначально. Тематика была «Герои из сказок и мультфильмов». Я делал Иванушку, который держит перо жар-птицы в вытянутой руке и скачет на коньке-горбунке, взлетающая жар-птица - перед ними. Но там конкуренция была жесткая: призовые за первое место составляли миллион тенге, участники шли на всевозможные хитрости, я-то этого не ожидал. Конкуренты из Иркутска, участники всевозможных конкурсов в Канаде, Китае, подходили, выведывали все, фотографировали чужие эскизы, потом закрыли место своей работы ширмами, переделали свой эскиз и взяли первое место. Второе давали за снежную скульптуру. Я получил «приз зрительских симпатий». А позже хозяин места, где проводился конкурс, выдал мне сто тысяч тенге - наградил от собственного имени, сказал, что «уж очень понравилась работа», и что, по его мнению, она - лучшая. Вот такие бывают приятные ситуации. Работал даже с коллегами из Греции, из Германии, правда, это было на симпозиумах по камню.
- Работа на холоде, постоянно со льдом и водой. Простудные заболевания при этом, наверное, частая вещь?
- Не знаю, пугают, что суставы будут болеть. А когда видят, что я часто и без перчаток работаю, и вовсе за голову хватаются: «Да у тебя же пальцы откажут к старости!». Ничего, пока работают. Скажу по секрету. Я человек умеренно пьющий, поэтому в холодную погоду согреваюсь изнутри.
- Не жалко ли, когда столько труда попросту тает?
- Зато сколько удовольствия людям приносят скульптуры, фотографируются с ними, разглядывают, а иностранцы как радуются. Это надо видеть!
Марат, помимо ледовых скульптур, занимается работой и с бетоном, камнем, деревом, гипсом, бронзой. Он же - автор павлодарского памятника жертвам голодомора. И на многочисленные изваяния, установленные в нашем городе, у него есть свой взгляд. Например, скульптор убежден, что известную многострадальную русалку, что была установлена около Речпорта, но позже демонтирована, можно было сохранить.
- Первая скульптура русалки была вообще страшная, - считает художник. - Вторая была красивее, но опять же качество материала оставляло желать лучшего. Если бы даже ее не трогали, она сама бы развалилась через пять - шесть лет. Мне говорят, что бетон недолговечный. Согласен. Раз в два-три года замазал трещины, чтобы не проникала вода и не разрушала, и то гораздо дольше простоит. В 1988 году я сделал свою первую скульптуру из бетона - въездной знак в Майском районе с фигурами лошади и барана в натуральную величину. Я тогда толком и не знал, что такое скульптура, а мне нужно было сделать фигуры лошади и барана на постаменте. До сих пор стоят. Конечно, вид у них за 28 лет стал ужасный, если еще учесть, что это самое оживленное место - сельчане приходят туда встречать скот с пастбищ, естественно, дети лазят по скульптурам, прыгают, кидают в них камни, рядом дорога проходит. Местный художник реставрирует, но так, как он умеет. Там уже и ноги у животных толще, чем нужно, да и головы искажены. Но сам факт - скульптуры стоят. И русалка бы стояла.
Новые знаки зодиака, установленные вдоль улицы Академика Бектурова, также не пришлись скульптору по вкусу.
- Это же несерьезно! - возмущается Марат. - Дети смогут подобное сделать, а тут город украшают. А ведь это сделали скульпторы из Астаны. Большие постаменты, кольца, а внутри маленькие и страшненькие фигурки… Видимо, за вес платили. В разы лучше можно было сделать и обойтись меньшими затратами.
- Заказов сделать что-то для Павлодара у вас немного?
- Это целая проблема, на самом деле. Почему-то у нас не принято замечать своих мастеров. И заказов выполнить ту или иную работу здесь крайне мало. Из других городов - пожалуйста. Летом в Восточно-казахстанскую область ездил, делал четырехметровый памятник Мамай батыру - всадник на коне, наподобие памятника Баян батыру, что установлен у нас. В 2012 году для Павлодара местные художники делали целую серию скульптур из бетона, тот же кобыз на перекрестке у вокзала, собаки, торсык есть. Я обучал коллег, как работать с бетоном, и контролировал процесс. В оставшееся время сделал скульптуру стерлядки, спускающейся с шара, символизирующего икринку, которая стоит возле здания «Казахтелеком» по Абая - 1 Мая. Правда, закончить мне ее не дали. Вокруг шара должны были быть водоросли, и композиция смотрелась бы живее. Работники акимата захотели поставить какую-нибудь из наших скульптур вместе с привезенными из Астаны (фигуры лошади с жеребенком по Сатпаева и скульптура - «руки с цветком» на углу Торайгырова-Сатпаева - авт.). Готовая была только моя, хотя еще и без водорослей. Остальные ставили позже. Сейчас участвую в местном художественном конкурсе, посвященном теме противодействия коррупции. Проходит он в центральной библиотеке имени С. Торайгырова. Можно было выставлять любое свое произведение на предложенную тему. Я сделал копилку, только вместо фигурки привычной свинки - чиновник-коррупционер, она действующая, туда можно класть деньги. И вторая работа - спящая Фемида, одежду и все атрибуты которой забрал рядом сидящий чиновник, то есть переоделся в нее. Собирает взятки в две большие чаши-весы. Сделал дополнительно два плаката.
- Ученики у вас есть?
- К сожалению, нет, хотя я по образованию учитель рисования. Заниматься вплотную художеством и скульптурой начал поздно - после банкротства нашей мебельной фабрики «Арай» в 1999 году, где я работал начальником сувенирного участка. Часто просят меня научить своему делу, а как это сделать? Обычно говорю: «Смотри, как я работаю, да и все». С душой просто подходить нужно к тому, чем занимаешься, тогда и результат порадует. Правда, мой павлодарский коллега и товарищ Владимир Ефремов открыл еще год назад художественную студию «ART-S-MOCT». Туда могут приходить обучаться искусству не только дети, но и взрослые. Пока желающих не так много, и я предложил свои услуги в качестве преподавателя скульптуры. Возможно, мое умение привлечет в студию новых людей, и тогда у меня появятся ученики.
Фото: архив скульптора