В автоцоне павлодара, несмотря на крещенские морозы, нынче жарко. От споров автомобилистов, не успевших в конце года поставить на первичный регистрационный учёт свои новенькие автомобили, враз взлетевшие в цене с вступлением в силу законодательной поправки в налоговый кодекс, пишет газета Звезда Прииртышья.
Теперь в казахстане без миллиона не поставишь даже автомобиль на первичный регистрационный учёт (в том случае, если этот автомобиль был завезён в республику из стран евразийского экономического союза). Но главный парадокс заключается в том, что нововведение распространяется не на тех, кто не привык считать деньги и может себе позволить купить машину, только что вышедшую с заводского конвейера, а на обычных казахстанцев, которым даже на трёх-четырёхлетний автомобиль нужно копить годами.
И СНОВА, УВЫ, РОСКОШЬ…
О возможности увеличения ставок сборов за первичную государственную регистрацию автомобилей наша газета уже сообщала в прошлом году. Но все же была, пусть и небольшая, надежда, что эта поправка так и останется не более чем предложением законодателей, ратующих за обновление автомобильного парка страны. Согласитесь, очень трудно найти в этом даже мало-мальскую логику. Будь у человека необходимые деньги, вряд ли он стал бы рассматривать варианты покупки «железного коня» старше одного года.
Хотя и тут ввиду непродуманной трактовки законодателей таятся свои подводные камни. Но о них чуть позже. Можно поспорить и с тем, что считать «автомобильным хламом». Судя по новым ставкам сбора, под эту категорию подпадают все автомобили старше трёх лет. Однако очень многие автомобильные эксперты страны, ведя речь о «предпенсионном возрасте» машины, подразумевают как минимум семилетний рубеж.
– Я согласен с тем, что на дорогах Казахстана очень много «железных коней»-долгожителей, то есть транспортных средств со сроком службы более двадцати лет. Но назвать «старыми» пяти-семилетнюю «Тойоту» или «Ауди» просто язык не поворачивается, – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. – К тому же платежеспособность подавляющего большинства казахстанцев, особенно по нынешним временам, оставляет желать лучшего, чтобы таким образом вести борьбу со старым автомобильным парком.
Да и намерение чиновников оградить страну от потока старых автомобилей, хлынувшего на отечественный рынок из-за рубежа, больше смахивает на красивое прикрытие совсем не красивого лобби. Как считает Эдуард Эдоков, подоплёка этого новшества есть не что иное, как интерес отечественных автопроизводителей.
– Ни для кого не секрет, что казахстанский автопром несёт большие убытки с тех самых пор, как казахстанцы стали предпочитать покупать машины в соседней России, где они на несколько тысяч долларов обходятся дешевле, – говорит председатель независимого автомобильного союза. – На мой взгляд, это и стало основной причиной введения подобной меры, которую иначе как драконовской для рядовых покупателей и не назовёшь. Повышение ставок сбора за первичную регистрацию автомобилей, ввезённых в Казахстан из России или Беларуси, приведёт только к одному – превращению автомобиля из средства передвижения, необходимого для мобильности современного человека, снова в роскошь.
Солидарны с Эдуардом Эдоковым и многие другие автомобильные эксперты страны, кроме разве что тех, кто представляет интересы отечественного автопрома.
КОГДА ВОЗРАСТ ПРИНЦИПИАЛЕН
И тем не менее поправка в Налоговый кодекс принята и является обязательной к исполнению. Более подробно о ней рассказывает руководитель отдела непроизводственных платежей управления государственных услуг департамента госдоходов по Павлодарской области Нариман Магауин:
– Рассмотрим новые ставки сбора за первичную государственную регистрацию на примере обычной легковушки. Если завезённая из соседней страны машина будет старше одного года и до трёх лет, её владельцу нужно будет единоразово заплатить в бюджет 50 месячных расчётных показателей (1 МРП в 2016 году составляет 2121 тенге). Это 106050 тенге. Если возраст автомобиля превышает три года, включая год выпуска, то ставка сбора будет уже 500 МРП (один миллион 60 тысяч 500 тенге). Дороже обойдётся первичная регистрация автобусов и грузовиков. Их владельцам придётся выложить от пятисот с лишним до более чем пяти миллионов тенге, опять же в зависимости от возраста транспортного средства. Обычная ставка сбора – 0,25 МРП – сохранена лишь для тех, кто приобрёл совершенно новый автомобиль, до одного года.
О ПОДВОДНЫХ КАМНЯХ
Но формулировка «до года» имеет одно уточнение, вроде бы несущественное на первый взгляд, но достаточно серьёзное на деле. Звучит оно так: «До одного года, включая год выпуска».
Если трактовать эту фразу в буквальном смысле, то получается, что машины, выпущенные в конце прошлого года, а приобретённые в начале этого, уже не могут быть оплачены по минимальной ставке сбора, поскольку юридически считается, что им уже есть год, хотя на самом деле «железному коню» от роду всего несколько месяцев. Кстати, несколько павлодарцев уже успели на собственной шкуре испытать абсурдность подобной юридической коллизии. Отсюда и жаркие споры в местном регистрационно-экзаменационном отделе. Вот только похоже, что владельцам новеньких авто, нежданно столкнувшимся с абсолютно непредвиденными расходами, доказать свою правоту не удастся.
Михаил Любочкин (фамилия по просьбе мужчины изменена) перед самым Новым годом приобрёл новый автомобиль в одном из павлодарских салонов. Автомобиль предназначался в подарок, поэтому и был куплен непосредственно к празднику. Оплату покупатель произвёл в полном объёме. А вот поставить авто на учёт уже не успел, отложив этот вопрос на посленовогодние дни.
– За машину я выложил приличную сумму, но был очень доволен, что подарок пришёлся по душе, – рассказывает Михаил. – Каково же было мое возмущение, когда 5 января владелице подарка сообщили о том, что она должна заплатить за первичную регистрацию автомобиля свыше ста тысяч тенге, потому что юридически он уже считается старше одного года, хотя фактически машине нет ещё и полугода. За что мы должны платить такие деньги?
В налоговой службе региона говорят, что понимают негодование покупателей, но ничем помочь не могут.
– Это закон, и он един для всех, – говорит Нариман Магауин. – По этому вопросу к нам уже обращались бухгалтера некоторых местных автосалонов. Но всё, что мы могли в этом случае им предложить, так это во избежание выяснения отношений с клиентами сделать им скидку, эквивалентную сбору за первичную регистрацию (сто с лишним тысяч тенге). Не знаю, пошли они на это или нет, потому что с их стороны были возражения, что машины и так были куплены без учета курса тенге. Но в любом случае регистрационный сбор должен быть уплачен в полном объёме.
ПОЙДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА
Тем временем повышенные ставки сбора за первичную государственную регистрацию автомобилей не единственный неприятный сюрприз, который преподнёс новый год казахстанцам, планирующим обновить своего «железного коня». На днях стало известно о том, что Министерство энергетики утвердило базовые ставки и коэффициенты для расчёта так называемого утилизационного сбора для ввозимых в Казахстан транспортных средств. И речь снова идёт не о символической плате, как это, например, практикуется в странах Запада, а о миллионах.
– Ещё совсем недавно я мог купить на российском вторичном рынке нормальную подержанную машину в хорошем состоянии с нормальным пробегом ориентировочно за пять тысяч долларов, – вновь обращается к наглядному примеру Эдуард Эдоков. – И ещё бы тысяча мне потребовалась на все процедуры доставки и регистрации машины. Что мы имеем теперь? Продавцу я отдаю те же пять тысяч долларов. Привожу автомобиль в родную страну и уже здесь должен заплатить в бюджет ровно столько же. Миллион с лишним тенге, а по нынешнему курсу – это три тысячи долларов, с меня возьмут при первичной регистрации «железного коня». И примерно столько же, а то и больше, в зависимости от объёма двигателя, будет стоить и утильсбор.
Итого: автомобиль стоимостью в пять тысяч долларов после всех оформительских процедур обойдётся мне ровно вдвое дороже.
Да, об утильсборе как о факте пока речи не идёт. По мнению Наримана Магауина, этот вопрос появится на повестке дня по мере изменения ставок таможенных пошлин в рамках ВТО, которые из года в год должны идти на убыль. Но если базовые ставки и коэффициенты для расчётов утильсбора официально утверждены, не за горами и само введение новшества, которое чиновники пытаются представить как заботу об экологической безопасности населения.
К слову, у экспертов на этот счёт своё мнение, и снова абсолютно противоположное официальному.
– О какой экологической составляющей может идти речь, если в стране нет ни одного утилизационного производства! – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. – То есть деньги с людей возьмут, а дальше хоть трава не расти. Очень уж сильно смахивает на аферу: ты заплати сейчас, а мы когда-нибудь, где-нибудь, может быть, впоследствии утилизируем твою машину.
При этом Эдуард Эдоков вовсе не против утилизационного сбора как такового. Но в рамках разумного. В качестве примера он приводит страны Европы, где утильсбор составляет чисто символическую плату, от силы 200 евро.
И может, не случайно иные специалисты проводят параллель между введением всех этих автомобильных новшеств и созданием казахстанского электромобиля, на который требуется кругленькая сумма. Уж слишком явно проглядывает след лоббирования интересов частных казахстанских автомобильных компаний, не желающих терять столь жирный кусок, как покупательский спрос без конкурентов, когда цены на автомобили диктует не рынок, а собственные, порой неуёмные, аппетиты.
Кстати, с начала года в бюджет области уже поступило более восьми миллионов тенге от тех, кто поставил свой автомобиль на первичный регистрационный учёт.
Как сообщил Нариман Магауин, за эти дни первичную регистрацию прошли 63 автомобиля. Из них 51 машина – в возрасте от года до трёх лет, за которые их владельцы оплатили сбор в размере ста с лишним тысяч тенге. Один автомобиль старше трёх лет принёс в казну миллион тенге. Кроме этого, павлодарцы ввезли четыре грузовика (ещё на миллион с копейками). Также в этой цифре пять прицепов и два мотоцикла, на которые новые ставки сбора не распространяются. Итого: за несколько дней января бюджет пополнился почти на девять миллионов тенге. Вот она – поправка в действии!