В  автоцоне павлодара, несмотря на крещенские морозы, нынче жарко. От споров автомобилистов, не успевших в конце года поставить на первичный регистрационный учёт свои новенькие автомобили, враз взлетевшие в цене с вступлением в силу законодательной поправки в налоговый кодекс, пишет газета Звезда Прииртышья.

Теперь в казахстане без миллиона не поставишь даже автомобиль на первичный регистрационный учёт (в том случае, если этот автомобиль был завезён в республику из стран евразийского экономического союза).  Но главный парадокс заключается в том, что нововведение распространяется не на тех, кто не привык  считать деньги и может себе позволить купить машину, только что вышедшую с заводского конвейера, а на обычных казахстанцев, которым даже на трёх-четырёхлетний автомобиль  нужно копить годами.


И СНОВА, УВЫ, РОСКОШЬ…

О возможности увеличения ставок сборов за первичную государственную регистрацию автомобилей наша газета уже сообщала в прошлом году. Но все же была, пусть и небольшая, надежда, что эта поправка так и останется не более чем предложением законодателей, ратующих за обновление автомобильного парка страны. Согласитесь, очень трудно найти в этом даже мало-мальскую логику. Будь у человека необходимые деньги, вряд ли он стал бы рассматривать варианты покупки «железного коня» старше одного года.

Хотя и тут ввиду непродуманной трактовки законодателей таятся свои подводные камни. Но о них чуть позже. Можно поспорить и с тем, что считать «автомобильным хламом». Судя по новым ставкам сбора, под эту категорию подпадают все автомобили старше трёх лет. Однако очень многие автомобильные эксперты страны, ведя речь о «предпенсионном возрасте» машины, подразумевают как минимум семилетний рубеж.

– Я согласен с тем, что на дорогах Казахстана очень много «железных коней»-долгожителей, то есть транспортных средств со сроком службы более двадцати лет. Но назвать «старыми» пяти-семилетнюю «Тойоту» или «Ауди» просто язык не поворачивается, – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. – К тому же платежеспособность подавляющего большинства казахстанцев, особенно по нынешним временам, оставляет желать лучшего, чтобы таким образом вести борьбу со старым автомобильным парком.

Да и намерение чиновников оградить страну от потока старых автомобилей, хлынувшего на отечественный рынок из-за рубежа, больше смахивает на красивое прикрытие совсем не красивого лобби. Как считает Эдуард Эдоков, подоплёка этого новшества есть не что иное, как интерес отечественных автопроизводителей.

– Ни для кого не секрет, что казахстанский автопром несёт большие убытки с тех самых пор, как казахстанцы стали предпочитать покупать машины в соседней России, где они на несколько тысяч долларов обходятся дешевле, – говорит председатель независимого автомобильного союза. – На мой взгляд, это и стало основной причиной введения подобной меры, которую иначе как драконовской для рядовых покупателей и не назовёшь. Повышение ставок сбора за первичную регистрацию автомобилей, ввезённых в Казахстан из России или Беларуси, приведёт только к одному – превращению автомобиля из средства передвижения, необходимого для мобильности современного человека, снова в роскошь.

Солидарны с Эдуардом Эдоковым и многие другие автомобильные эксперты страны, кроме разве что тех, кто представляет интересы отечественного автопрома.

КОГДА ВОЗРАСТ ПРИНЦИПИАЛЕН
И тем не менее поправка в Налоговый кодекс принята и является обязательной к исполнению. Более подробно о ней рассказывает руководитель отдела непроизводственных платежей управления государственных услуг департамента госдоходов по Павлодарской области Нариман Магауин:
– Рассмотрим новые ставки сбора за первичную государственную регистрацию на примере обычной легковушки. Если завезённая из соседней страны машина будет старше одного года и до трёх лет, её владельцу нужно будет единоразово заплатить в бюджет 50 месячных расчётных показателей (1 МРП в 2016 году составляет 2121 тенге). Это 106050 тенге. Если возраст автомобиля превышает три года, включая год выпуска, то ставка сбора будет уже 500 МРП (один миллион 60 тысяч 500 тенге). Дороже обойдётся первичная регистрация автобусов и грузовиков. Их владельцам придётся выложить от пятисот с лишним до более чем пяти миллионов тенге, опять же в зависимости от возраста транспортного средства. Обычная ставка сбора – 0,25 МРП – сохранена лишь для тех, кто приобрёл совершенно новый автомобиль, до одного года.

О ПОДВОДНЫХ КАМНЯХ
Но формулировка «до года» имеет одно уточнение, вроде бы несущественное на первый взгляд, но достаточно серьёзное на деле. Звучит оно так: «До одного года, включая год выпуска».

Если трактовать эту фразу в буквальном смысле, то получается, что машины, выпущенные в конце прошлого года, а приобретённые в начале этого, уже не могут быть оплачены по минимальной ставке сбора, поскольку юридически считается, что им уже есть год, хотя на самом деле «железному коню» от роду всего несколько месяцев. Кстати, несколько павлодарцев уже успели на собственной шкуре испытать абсурдность подобной юридической коллизии. Отсюда и жаркие споры в местном регистрационно-экзаменационном отделе. Вот только похоже, что владельцам новеньких авто, нежданно столкнувшимся с абсолютно непредвиденными расходами, доказать свою правоту не удастся.

Михаил Любочкин (фамилия по просьбе мужчины изменена) перед самым Новым годом приобрёл новый автомобиль в одном из павлодарских салонов. Автомобиль предназначался в подарок, поэтому и был куплен непосредственно к празднику. Оплату покупатель произвёл в полном объёме. А вот поставить авто на учёт уже не успел, отложив этот вопрос на посленовогодние дни.

– За машину я выложил приличную сумму, но был очень доволен, что подарок пришёлся по душе, – рассказывает Михаил. – Каково же было мое возмущение, когда 5 января владелице подарка сообщили о том, что она должна заплатить за первичную регистрацию автомобиля свыше ста тысяч тенге, потому что юридически он уже считается старше одного года, хотя фактически машине нет ещё и полугода. За что мы должны платить такие деньги?
В налоговой службе региона говорят, что понимают негодование покупателей, но ничем помочь не могут.
– Это закон, и он един для всех, – говорит Нариман Магауин. – По этому вопросу к нам уже обращались бухгалтера некоторых местных автосалонов. Но всё, что мы могли в этом случае им предложить, так это во избежание выяснения отношений с клиентами сделать им скидку, эквивалентную сбору за первичную регистрацию (сто с лишним тысяч тенге). Не знаю, пошли они на это или нет, потому что с их стороны были возражения, что машины и так были куплены без учета курса тенге. Но в любом случае регистрационный сбор должен быть уплачен в полном объёме.

ПОЙДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА
Тем временем повышенные ставки сбора за первичную государственную регистрацию автомобилей не единственный неприятный сюрприз, который преподнёс новый год казахстанцам, планирующим обновить своего «железного коня». На днях стало известно о том, что Министерство энергетики утвердило базовые ставки и коэффициенты для расчёта так называемого утилизационного сбора для ввозимых в Казахстан транспортных средств. И речь снова идёт не о символической плате, как это, например, практикуется в странах Запада, а о миллионах.

– Ещё совсем недавно я мог купить на российском вторичном рынке нормальную подержанную машину в хорошем состоянии с нормальным пробегом ориентировочно за пять тысяч долларов, – вновь обращается к наглядному примеру Эдуард Эдоков. – И ещё бы тысяча мне потребовалась на все процедуры доставки и регистрации машины. Что мы имеем теперь? Продавцу я отдаю те же пять тысяч долларов. Привожу автомобиль в родную страну и уже здесь должен заплатить в бюджет ровно столько же. Миллион с лишним тенге, а по нынешнему курсу – это три тысячи долларов, с меня возьмут при первичной регистрации «железного коня». И примерно столько же, а то и больше, в зависимости от объёма двигателя, будет стоить и утильсбор.

Итого: автомобиль стоимостью в пять тысяч долларов после всех оформительских процедур обойдётся мне ровно вдвое дороже.
Да, об утильсборе как о факте пока речи не идёт. По мнению Наримана Магауина, этот вопрос появится на повестке дня по мере изменения ставок таможенных пошлин в рамках ВТО, которые из года в год должны идти на убыль. Но если базовые ставки и коэффициенты для расчётов утильсбора официально утверждены, не за горами и само введение новшества, которое чиновники пытаются представить как заботу об экологической безопасности населения.
К слову, у экспертов на этот счёт своё мнение, и снова абсолютно противоположное официальному.

– О какой экологической составляющей может идти речь, если в стране нет ни одного утилизационного производства! – говорит председатель Независимого автомобильного союза Казахстана. – То есть деньги с людей возьмут, а дальше хоть трава не расти. Очень уж сильно смахивает на аферу: ты заплати сейчас, а мы когда-нибудь, где-нибудь, может быть, впоследствии утилизируем твою машину.
При этом Эдуард Эдоков вовсе не против утилизационного сбора как такового. Но в рамках разумного. В качестве примера он приводит страны Европы, где утильсбор составляет чисто символическую плату, от силы 200 евро.

И может, не случайно иные специалисты проводят параллель между введением всех этих автомобильных новшеств и созданием казахстанского электромобиля, на который требуется кругленькая сумма. Уж слишком явно проглядывает след лоббирования интересов частных казахстанских автомобильных компаний, не желающих терять столь жирный кусок, как покупательский спрос без конкурентов, когда цены на автомобили диктует не рынок, а собственные, порой неуёмные, аппетиты.

Кстати, с начала года в бюджет области уже поступило более восьми миллионов тенге от тех, кто поставил свой автомобиль на первичный регистрационный учёт.

Как сообщил Нариман Магауин, за эти дни первичную регистрацию прошли 63 автомобиля. Из них 51 машина – в возрасте от года до трёх лет, за которые их владельцы оплатили сбор в размере ста с лишним тысяч тенге. Один автомобиль старше трёх лет принёс в казну миллион тенге. Кроме этого, павлодарцы ввезли четыре грузовика (ещё на миллион с копейками). Также в этой цифре пять прицепов и два мотоцикла, на которые новые ставки сбора не распространяются. Итого: за несколько дней января бюджет пополнился почти на девять миллионов тенге. Вот она – поправка в действии!

Поделиться
+1
Конечно есть

DarkEvil22 января 2016 11:06

Все во имя человека - все во благо человека. ...делают все чтобы простым людям жить было легче... ...

true story

Серега8322 января 2016 12:09

ну надо же как-то пополнять казну. бяльт

Азамат

zmt22 января 2016 12:32

Добро пожаловать в "Нью Девяностые")))

Конечно есть

DarkEvil22 января 2016 16:57

Долго думал и все понял.... В совокупе с государством хотят пересадить всех на автоваз.

kak2z

kak2z22 января 2016 17:07

До 3х лет $260. Если старше то $2600. А раньше сколько было?

Алексей

Soldier22 января 2016 17:31

kak2z, раньше никаких растаможек при покупке авто до 7ми лет с пространства ТС не было. ПРосто покупаешь и ставишь на учет.

Следующим шагом будет закручивание гаек тем кто ездит по доверенностям на российских номерах. Можно  считать повторением эпопеи с киргизами.

Илья

LEVsha22 января 2016 18:01

DarkEvil, все во имя человека, все во благо человека. Только имя человека скромно умалчивают...

Jove

jove22 января 2016 18:45

Soldier, ражве еще не закрутили? Таксист один сказал страховка на машину с российскими номерами будет чот в районе 100к в год

Конечно есть

DarkEvil22 января 2016 19:37

LEVsha, Да все его имя знают, только есть "миры" где деньги не пригодятся... По этому жадность - порок

Иван

14 регион22 января 2016 23:51

jove, страховка на авто с российскими номерами стоила 37000тг

Артём

baskonni22 января 2016 23:54

14 регион, обалдеть!

Прямой эфир
Гарантировать дешевые овощи весной павлодарские чиновники не могут
Возникает вопрос - а зачем нам такие чиновники нужны? Урожай продали "на лево", для себя оставили минимум, которого явно…
#Dan858430 минут назад
Почему студенты оказались не лучшими интервьюерами для проведения переписи
А есть ли график обхода домов? Какие уже обошли, а какие остались? Хотелось бы посмотреть.
#TURBO.SblR16 часов назад
Подростку из Аксу некогда учиться: надо работать или присматривать за племянником
Намерены ли госорганы помочь семье, не сообщается... Так они уже "помогли",причем на приличную сумму - почти 30000…
#Страга23 часа назад
Отчего болит душа у Людмилы Баюшевой
По больше таких людей)) Многие не знают вообще истори города. Когда я приехал первый раз в Павлодар спрашивал у людей по…
#Артур Нехорошев1 день назад
Очередной рейд мониторинговых групп по объектам общепита в Павлодаре вызвал негодование у горожан
Артур Нехорошев, ахаха .  Всё и все работают. Может, в Москве кто-то, да по мелочи в регионах. Кто-то же повыкупал…
#o.k.1 день назад
Менее одного процента школьников в Павлодарской области заразились коронавирусом
С начала учебного года коронавирусом заразились 153 учителя, четверо из них получили прививку от КВИ первым компонентом…
#Артур Нехорошев2 дня назад
23-летний парень ударил кувалдой ребёнка в Павлодарской области
Что то мне не понятно. Понятно, что полиция рекомендовала обратится женщине в суд в частном порядке  по факту получения…
#Артур Нехорошев2 дня назад
Уличное освещение проведут в 41 двор Павлодара до конца года
А почему по первому факту в правохранительные органы не обратились или куда Антикор смотрит? Получается Акт на 3.4 млрд…
#Артур Нехорошев2 дня назад
С 1 ноября автодорога Павлодар-Нур-Султан станет платной
уже много раз в прессе контстируют факт - станет платной и никаких гвоздей. В то же время, ранее, представители…
#Dan85845 дней назад
Павлодарец напугал соседей, когда ночью пришел за солью
call_the_police,  https://www.the-village-kz.com/village/city/asking-question/45-vokrug-shum Днём тоже нельзя шуметь,…
#Утка006 дней назад
Почти половина дач в Павлодаре заброшены
Мне сосед прислал видео с проданной лет восемь назад дачи.Двери сорваны,полы тоже,окно выбито,Исчез душ вместе с…
#Колыч1 неделю назад
Разбрасывать фруктовые косточки предложил аким Павлодара
Да и неудивительно) что такая идея пришла в голову градоначальнику, сам елбасы отличисля тем, что решил мифического…
#HomerSimpson1 неделю назад
Почти на 1200 человек снизилась численность проживающих в Павлодарской области за два месяца
Откуда берете цыфры по доходам? Где такие зарплаты платят в Павлодаре? Наверное только избранным. 
#HomerSimpson1 неделю назад
Аким села в Павлодарской области "подарил" жителю этого населенного пункта целый участок земли
Согласен что таких чиновников надо даже через годы находить и привлекать к строгой ответственности. А то у нас…
#Dan85841 неделю назад
Рекордный урожай - более миллиона тонн зерновых - ожидают собрать нынешней осенью в Павлодарской области
Буквально пару недель ранее писали о неурожае, в связи с чем растет цена на муку и хлеб. Сейчас уже рекордный урожай. Но…
#Dan85841 неделю назад
Болталка 2.0
call_the_police,  .плохо будет
#vlad9531 неделю назад
В Экибастузе полицейские задержали женщину с девятью килограммами наркотиков
Ну круто написали опытный следовать установил.. И в конце осудили за хранение без цели сбыта. Вот если бы осудили…
#Артур Нехорошев1 неделю назад
Из-за зловоний канализационного колодца в Павлодаре сработали датчики экомониторинга
Артур Нехорошев, Представляете, на улице мира прямо сейчас воняет из "колодца " и до самого кольца. Ох уж этот колодец,…
#The Rainbow2 недели назад
На записавшего извинения женщины за видео о снеге акима возбудили дело в Павлодарской области
Это стало модным у провинившихся требовать опровержения обвинения с помощью этих извинений. Наглость не имеет границ у…
#HomerSimpson2 недели назад
Директором разреза «Восточный» в Экибастузе стал Юрий Личман
Утка00, в данном случае немножко по-другому ситуация выглядит - он сначала пришёл работать, а уж потом выучился. Хотяяя…
#wlad2 недели назад
В "КазАвтоЖоле" пока так и не измерили точное расстояние от Павлодара до столицы
Еще б в порядок привели проблемные участки. Обещаний много было. Сделано ничего
#Dan85842 недели назад
Водитель под наркотиками управлял маршруткой в Павлодаре
wlad, бери ношу по себе так, чтобы не оказаться под ней.
#Bober1232 недели назад