- Впервые мы заявили о себе в 1999 году в стенах Павлодарского госуниверситета имени С. М. Торайгырова, - вспоминает Батыр Сарсебеков. - Я тогда учился на недавно созданном музыкальном факультете вуза. Однажды на концерте я и два моих сокурсника, Саят Сапаров и Арман Хасенов, исполнили казахскую народную песню «Женешай» в своеобразном стиле. Аудитории понравилось. Мы создали свой коллектив. На факультете нас поддержали, помогли – нотами, инструментами, немного материально. Немного отвлекусь от основной темы. Сегодня о музыкальном факультете ПГУ приходится слышать разные мнения. А мы, его питомцы – выпускники разных лет, большинство из которых работают по специальности, благодарны ему. Ведь благодаря музфакультетам ПГУ и ПГПИ несколько уменьшается дефицит музыкантов с высшим образованием. Особенно на селе. Очень многим юным дарованиям эти факультеты вместе с музколледжем дали путевку на сцену. А имеющиеся прорехи исправимы. Нужно лишь время и усилия. … С 2001 по 2003 года мы работали в «Шаныраке». Затем перешли в свободное плавание. Через пять лет Арман Хасенов организовал независимый казахский театр сатиры и юмора «Ойна». Я же с Саятом Сапаровым продолжали выступать под брендом «Женешай», добавив только традиционное казахское «Баке и Саке».
- Дословный перевод слова «Женешай», - вступает в беседу Саят Сапаров, - жена старшего брата, которому по казахскому обычаю доверяют самое сокровенное. В более глубоком значении слово «женеше» означает проявление уважения к женщине, ко всем, к кому мы обращаемся со своими песнями. Воспеваем благородные качества народа, нашу бескрайнюю степь, вскрываем недостатки, призываем к единению. Все свои номера исполняем в жанре легкой сатиры и юмора, и обязательно в домбровом и другом музыкальном сопровождении. В таком направлении у нас в Казахстане работают не многие артисты. Группа «Алатау» в Алма-Ате и, пожалуй, если я не ошибаюсь, - и все.
Б. САРСЕБЕКОВ: Основное содержание большинства сегодняшних эстрадных произведений, клипов – любовная тематика. И на мой личный взгляд, здесь явный перебор. «Женешай» ту же лирику дает в социально-критическом ракурсе, с элементами сатиры и юмора. Об этом говорит и название наших песен «Кредит», «Маникюр», «Айкидо» и других. Так что мы нашли свою нишу.
«НВ»: Вы поете на казахском языке?
Б. САРСЕБЕКОВ: Да. Но в последнее время помогающие нам молодые артисты С. Кабдул, А. Жангазы и другие – они когда-то учились у нас в клубе «Жигер» - выступают на русском, английском языках. Такое разнообразие расширяет нашу аудиторию. Кстати, мы сторонники «осовремененного» использования домбры. Обращаемся и к другим инструментам. Примером для нас является «Уркер». В последнее время нам хорошо помогает ВИА «Магнит». Основная наша аудитория – сельчане. Большинство гастролирующих артистов ограничиваются тремя нашими городами – Павлодаром, Экибастузом и Аксу. Между тем сельчане тоже ждут хорошие концерты. Стоимость наших билетов для них минимальная – 300 тенге. В городе, где мы время от времени выступаем, наши билеты стоят в среднем 1000-1500 тенге. Выезжаем мы с концертами и за пределы области. Были в Петропавловске, Семее, Кокшетау, Омске.
«НВ»: Павлодарские мастера искусств почти никуда не ездят, что называется, варятся в собственном соку. В интервью «НВ» начальник областного управления культуры К.С. Каримов тоже выразил озабоченность этим и пообещал поддержать будущие гастроли наших артистов.
С. САПАРОВ: Что же, мы будем только рады. Но пока все наши турне проходят за собственный счет. От властей же мы помощи не видим.
Б. САРСЕБЕКОВ: Но так не может долго продолжаться. Нельзя гастрольную концертную деятельность строить только на везении и личных знакомствах. Нужна координация на межобластном или даже на межреспубликанском уровне. Сейчас мы думаем о поездках в Монголию и Китай, где проживают немало казахов. Но опять основными посредниками здесь выступают зрители – оралманы. Понимаете, в наших областных центрах, в т.ч. в Павлодаре, постепенно формируются подготовленные артистические силы. Многие наши музыканты – лауреаты престижных международных музыкальных конкурсов. Олжас Нурланов, Мадина Адамова, Светлана Немолочнова, Маша Мудряк. Этот список можно продолжить. Один мой воспитанник стал лауреатом в Италии. Сегодня мы можем иногда потягаться даже с нашими столицами. Естественно, в такой ситуации нужен совершенно иной подход в работе с артистами и творческими группами. Иначе хорошие артистические силы у нас не задержатся.
С. САПАРОВ: Проблем у нас более чем достаточно. «Женешай» живет сугубо на свои доходы. На концертах в городах и селах особо не заработаешь. Вот на днях мы в ГДК дали традиционный годовой отчетный концерт. За аренду зала на полтора часа заплатили 100 тысяч тенге. А общие наши расходы только на один концерт равны 500-600 тысячам тенге. Вот и получается, что наши доходы на концертах практически равны нулю. Нас спасают лишь выступления в ресторанах и кафе. Конечно, к ним у многих неоднозначное отношение. Но я хочу сказать, что этот наш специфический казахстанский той-бизнес – своеобразный вариант шоу-бизнеса – нас кормит, покрывает все расходы. А концерты – для души. Но правилен ли такой подход? И как долго это может продолжаться?
Б. САРСЕБЕКОВ: Сейчас успех артистических групп определяют количеством выпущенных дисков, альбомов. Но это - уже минувший день. На смену дискам приходят интернет, музканалы телевидения и радио. Но здесь нужны большие деньги. Месяц «прокрутки» клипа, например, на «Хит-ТВ» стоит 5-10 тысяч долларов. Почему бы здесь для творческих коллективов не разработать скидки? А мы давали бы больше благотворительных концертов. Наши чимкентские, джамбульские коллеги-музыканты горды тем, что их здорово поддерживают местные бизнесмены. А где наши богатые радетели родной казахской культуры? Или взять организацию конкурсов. Сегодня в Павлодаре действуют 10-15 музыкальных групп и ансамблей. Справедливости ради замечу, что в этом вопросе эстрадники в более выгодном положении по сравнению с солистами и коллективами классического жанра. У эстрадников есть такие конкурсы, как «Хрустальный звон», «Золотой голос». Побольше у нас и конкурсов на региональном и республиканском уровнях. Но далеко не все областные коллективы могут принять участие в этих состязаниях. К тому же эти конкурсы однотемные. У нас в республике почти нет состязаний для коллективов, работающих в жанре сатиры и юмора, конкурсов авторской песни. Очень огорчает отсутствие у нашего управления культуры системной работы с музыкантами и творческими коллективами. Коллективы появляются и распадаются. В том числе и довольно известные. И никому до этого нет дела. А между тем каждый коллектив музыкантов – это очень сложный творческий организм, который требует заботы и внимания. Только в этом случае можно требовать от них полноценной работы.
«НВ»: Спасибо за интересный разговор. Будем надеяться, что ваше мнение и предложения будут услышаны. Нам всем очень хочется, чтобы культурная жизнь города и области стала более разнообразной и яркой, а люди искусства получили бы возможность в своей творческой работе не зависеть полностью от «той-бизнеса».