В конце января 2022 года на основе полученных данных определят размер субсидий по социально значимым автобусным маршрутам, то есть размер компенсации от акимата для автопарков по убыточным маршрутам и за перевезенных льготников, передает Павлодар-онлайн.
Как должна измениться сфера перевозок, Асаин Байханов рассказал в прямом эфире на своей странице в Инстаграме.
По словам акима города, взамен на субсидии от перевозчиков потребуют обновить автопарк, установить камеры во всех автобусах, соблюдать график движения. За нарушение этих условий и грубое отношение к пассажирам будут штрафовать.
В начале эфира Асаин Байханов привел статистику: он напомнил, что тариф за проезд в размере 80 тенге не повышался с 2017 года. На данный момент город обслуживают 385 автобусов и маршруток, при этом только 40% из них – это автобусы большого класса.
За месяц на общественный транспорт - его состояние и отношение к пассажирам - поступило около тысячи жалоб. Большинство связаны с качеством услуг. Это несоблюдение графика и интервала движения, когда автобусы приходится ждать по 30 минут и дольше, грубость кондуторов и агрессию со стороны водителей.
Сам аким города главной проблемой считает невозможность точно оценить пассажиропоток и количество льготников, которые пользуются общественным транспортом. Достоверных данных нет, и невозможно доказать, достаточно ли денег возмещает акимат перевозчикам, меньше или больше, чем нужно.
- Никто из перевозчиков не может достоверно подтвердить, сколько льготников они перевезли, - сказал Асаин Байхан.
К слову, два года назад сами перевозчики заявляли о том, что их ситуация тяжелейшая, им недоплачивают около 400 миллионов в качестве субсидий, вместе с тем они вынуждены возить 19 категорий льготников вместо двух.
Большую часть эфира аким города посвятил внедрению безналичной оплаты проезда в автобусах. Он сообщил, что дифференцированный тариф в Павлодаре точно введут. Но те, кто оплачивает проезд банковской или транспортной картой, продолжат платить по 80 тенге за поездку. Тем, кто предпочитает наличку, придется платить почти вдвое больше - 150. По словам градоначальника, дифференцированный тариф - мотивация, чтобы люди переходили на электронные способы оплаты.
- Я знаю, что было очень много критики со стороны жителей по поводу внедрения дифференцированного тарифа. Проезд не подорожает для тех, кто будет платить электронным способом, - сказал Асаин Байханов.
Сейчас в Павлодаре параллельно работают два оператора – «Смарт-автобус-ПВ» и «BPC-Казахстан». Это разные системы оплаты и несколько типов валидаторов. В одной системе можно оплатить транспортными картами или через специальное приложение, в другой - банковской картой или с помощью Kaspi QR. Поэтому прикладывать зарплатную карточку к стационарному планшету в автобусе бесполезно. Определиться, какой оператор останется, а какому придется уступить, должны были еще пару месяцев назад. Но пока решение не принято.
Между тем, городские власти рассчитывают в октябре согласовать проект перехода на электронное билетирование со всеми заинтересованными структурами, в ноябре - зарегистрировать документ в органах юстиции. Полностью перейти на электронное билетирование планируют до конца декабря. В январе начнут согласно новым расчетам субсидировать социально значимые маршруты.
- Нужно подтвердить реальный пассажиропоток, видеть, какое количество льготников, школьников, пенсионеров пользуютсяобщественным транспортом, чтобы делать справедливое возмещение перевозчикам, не брать цифры с потолка, - добавил аким города. - Часто получаю обращения, что не очень хорошие взглядом смотрят в автобусе: "опять бесплатники садятся". Думаю, если перевозчики будут своевременно получать стопроцентное возмещение, они должны стараться перевозить больше льготников.
В обмен на субсидии со стороны государства будут выставлены встречные требования к перевозчикам. В их числе стопроцентное оформление трудовых договоров для всех кондукторов и водителей, соблюдение интервалов движения, отсутствие ДТП по вине водителей автобусов, оснащение салонов автобусов видеокамерами, обновление автопарка - покупка низкопольного транспорта. В электронной системе обещают следить за теми, кто выходит на маршруты только в час пик, а потом устраивает себе перерыв.
К тем, кто не будет выполнять требования, хотят применять штрафные санкции - выплачивать субсидии за минусом штрафов.
- Честно вам скажу, не все перевозчики приветствуют внедрение электронного билетирования. Они привыкли так работать и хотят наличные, чтобы этот оборот никем не контролировался, - не стал скрывать аким города.
Во время прямого эфира Асаин Байханов назвал Павлодар едва ли не единственным городом Казахстана, где маршруток больше, чем автобусов. По его словам, городу нужны всего 50-70 маршруток для небольших улиц и 250 автобусов большого класса.
Отвечая на вопросы пользователей, градоначальник также заявил, что требовать плату за второго ребенка до 7 лет незаконно. Если кондуктор требует заплатить за второго ребенка, нужно жаловаться. Однако по закону пассажир имеет право провозить с собой бесплатно только одного ребенка в возрасте до семи лет, для остальных доплата. Детсады для своих поездок должны нанимать автобус. Изменились ли правила и насколько верным можно считать заявление градоначальника, в акимате пока не комментировали.
Отметим, что для павлодарцев, пользующихся общественным транспортом, сейчас основной проблемой стало то, как добираться на работу и с работы в переполненных автобусах.
Иллюстративное фото Ольги Бугаевой