Экзамены для школ

С января нынешнего года в республике будет осуществляться пилотный проект, согласно которому аттестация учреждений образования будет проводиться по новым принципам. В Павлодарской области через эту процедуру пройдут около пятнадцати школ, семь детских садов и три колледжа – это те организации образования, у которых подошел срок аттестации. О том, какие именно изменения произойдут в аттестации, рассказывает руководитель отдела внешней оценки качества образования областного департамента по контролю в сфере образования Алевтина ВЕДЕЛЬ.

– Алевтина Васильевна, с чем связаны вводимые изменения?

– В минувшем году Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК была разработана новая концепция модернизации Национальной системы контроля образования и науки Республики Казахстан на 2015-2020 годы. В этой концепции предлагаются структурные преобразования в системе оценки качества, чтобы привести эту систему в соответствие с мировой практикой.

Идеологической основой предлагаемой модели системы управления качеством является превентивность и гибкость мер воздействия. Контрольные мероприятия должны быть направлены не только на констатацию нарушений, но и на выявление факторов, влияющих на результаты образования, выработку адресных рекомендаций и мониторинг их внедрения в текущие процессы организаций образования.

– Как я понимаю, к контрольным мероприятиям относится аттестация организаций образования, и назрели перемены в ее проведении. Почему?

– На сегодняшний день оценивание по итогам аттестации осуществляется по двум критериям: соответствует либо не соответствует организация учебного процесса требованиям ГОСО (государственные общеобязательные стандарты образования). Количественный подход формально учитывает лишь наличие или отсутствие указанного в ГОСО параметра, игнорируя качественные характеристики. Например, уровень профессионализма школьных педагогов оценивается по наличию сертификата о прохождении курсов повышения квалификации или специального диплома вуза, в то время как не оцениваются сам педагогический процесс, применение лучших практик и мнение учащихся, а также их родителей. Это приводит лишь к техническому соответствию требованиям и не стимулирует самостоятельное постоянное развитие качества образования.

– Какие нововведения ждут аттестацию, и отразится ли это на качестве образования? Учитывался ли международный опыт, использующийся в этом направлении?

– Международный опыт, безусловно, учитывался. Вообще разработка нововведений оказалась очень интересным процессом. Осенью прошлого года в Астане состоялись специальные курсы, в которых приняли участие руководители областных департаментов по контролю в сфере образования, вел их международный консультант по вопросам образования, ранее инспектор Ее Величества Королевы Англии и член высшего руководящего состава управления по стандартам в области образования Англии Энди Рид, который всю свою трудовую деятельность посвятил инспектированию школ. Во время курсов состоялось активное обсуждение сложившегося положения дел, дискуссии, в результате которых был сделан вывод: слишком много внимания при аттестации уделяется различным ресурсам (материально-технической базе, кадровому составу, контингенту учащихся), а не самому учебному процессу, оценке его качества. Ведь очевидно, что качество образования зависит от уровня преподавания и грамотного руководства. Поэтому в ходе этих курсов были разработаны критерии и к ним – дескрипторы качественного преподавания в школе, качественного управления и руководства в учреждении образования, эффективного взаимодействия школы с родителями и общественностью. Были определены уровни оценивания: образцовый, хороший, требующий улучшения, низкий. В общем, были наработаны интересные материалы.

– Но прежде чем что-то новое внедрить в практику, сначала нужно провести испытания…

– Конечно, именно этим мы и начинаем заниматься в наступившем году. Апробация новых принципов аттестации школ начинается уже в этом месяце и закончится в марте. Эта работа будет вестись одновременно во всех регионах Казахстана.

– А как же ныне существующие правила, которые пока никто не отменял?

– Оценка на данном этапе будет вестись на основании действующих правил, но с использованием новых критериев, выработанных на курсах. Только так мы сможем оценить их эффективность, выявить слабые и сильные стороны, доработать при необходимости.

– Не получится ли так, что именно организации образования, в которых с января начнется аттестация, окажутся в самом невыгодном положении, ведь для них эти новые критерии как снег на голову?

– Вовсе нет. Для того, чтобы подобного не произошло, в ноябре прошлого года мы организовали предварительную работу по апробации проекта, была проведена рабочая встреча с руководством филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», в ходе которой обсудили участие и роль работников центра в проекте. Кроме того, проводилась подготовительная работа с завучами школ, которым в начале нынешнего года предстоит аттестация, были подробно изложены критерии, даны разъяснения. Для этих целей был организован обучающий семинар для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе. Изначально эти критерии школы используют для собственной самооценки, после чего оценкой займется аттестационная комиссия. Результаты самооценки и сторонней оценки будут сравниваться, анализироваться. Проведение такой аттестации поможет яснее увидеть, в чем испытывают трудности учителя и завучи школ, в какой информационной и методической помощи они нуждаются. В декабре прошлого года областным филиалом «Өрлеу» были проведены курсы для руководителей школ и их заместителей, на которых основное внимание было уделено вопросам подготовки к аттестации в новом формате. С руководителями детских садов и колледжей проведен семинар в январе нынешнего года.

– Новые критерии вырабатывались коллегиально, а как будет происходить обсуждение полученных результатов?

– В том же формате. В марте нынешнего года эта работа будет продолжена также под руководством Энди Рида, и начнется разработка критериев для оценки знаний обучающихся.

– Значит, и здесь планируются скорые перемены. Будут ли еще какие-нибудь нововведения?

– В конце прошлого года был введен уведомительный порядок в работе дошкольных организаций. 21 ноября 2014 года вступили в силу положения Закона РК «О разрешениях и уведомлениях», связанные с уведомительным порядком осуществления отдельных видов деятельности. Это коснулось и организаций дошкольного образования и обучения. Теперь заявитель вправе начать или закончить деятельность сразу после направления соответствующего уведомления в уполномоченный орган. В первую очередь это касается владельцев частных детских садов. Иногда мы даже не могли отслеживать, когда они начинают или прекращают свою работу, теперь этот вопрос будет находиться на контроле. Физические и юридические лица, осуществлявшие деятельность по дошкольному воспитанию и обучению, обязаны для продолжения подобной деятельности направить соответствующее уведомление в государственный орган.

– В какой именно?

– В нашем регионе – это департамент по контролю в сфере образования Павлодарской области.

– Направлять уведомления необходимо на ваш почтовый адрес или с помощью электронного правительства?

– Подача уведомления производится в системе «Е-лицен­зи­ро­вание» через портал электронного правительства. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в уведомлении и в прилагаемых документах, несет заявитель.

Более подробно с процессом подачи заявления в электронном формате можно ознакомиться на веб-портале «Е-лицензирование» по адресу: https://elicense.kz, а также по телефону сall-центра АО «Национальные информационные технологии» 8-8000-80-7777 или 1414 (звонок бесплатный) и на сайте www.control.edu.gov.kz. Вопросы лицензирования образовательной деятельности в законе остались без изменения. Порядок подачи и рассмотрения документов для получения лицензии тоже остался прежним и реализуется посредством портала elicense.kz.

Поделиться
+1