Театр строгого режима

В одном из исправительных учреждений области недавно состоялось открытие собственного… театра. Дебют начинающих актеров и драматурга оказался более чем успешным. Руководство колонии, когда поступило обращение от осуждённых помочь с постановкой, выделило труппе время для репетиций и небольшую сцену, которая находится в столовой учреждения. Здесь же состоялась и премьера пьесы.

Заключённые в «маске»

Ап-162/4 – колония строгого режима. Правда, недавно, с начала нынешнего года, разные режимы в обозначении исправительных учреждений уже не фигурируют, теперь эта зона называется колонией «максимальной безопасности». Но смена названия сути не изменила. Именно здесь отбывают наказание осужденные по тяжким статьям уголовного кодекса. Сроки, как правило, большие. А большое количество свободного времени заставляет людей не только много раздумывать о своем прошлом, но и искать интересные занятия.

Именно это исправительное учреждение можно назвать наиболее «богемным» из всех областных - здесь чаще всего осужденные обращаются к искусству, ставят концерты на маленькой сцене, отмечают праздники. Здесь в свое время выступали артисты из драмтеатра имени Чехова. А в декабре прошлого года между отрядами устроили игру КВН. Заместитель начальника по воспитательной работе областного департамента уголовно-исполнительной системы Борис Гаврилюк предполагает, что, возможно, именно тогда и зародилась у осужденных впервые идея написать пьесу. Ведь в КВН не разгуляешься - небольшие сценки да забавные диалоги. С ними, конечно, тоже интересно работать, но, похоже, они послужили пробой пера для начинающего сценариста – Владимира Сидорука, который в этой колонии отбывает семилетний срок.

До того, как попал в неволю за жестокое избиение, был слесарем, сварщиком, монтажником. А в колонии впервые взялся за перо. Вдохновленный Пушкиным и Лермонтовым, начал писать стихи. А недавно решил попробовать свои силы в драматургии. В двухактной пьесе под названием «семья» события действительно разворачиваются в одной семье. На сцене – три поколения, поэтому здесь не только дважды сталкиваются отцы и дети – старшее поколение со средним, среднее с младшим, но еще и деды и внуки.

Коллизии и конфликты подсказаны самой жизнью. В создании пьесы участвовали многие члены театральной труппы, каждый делился своим жизненным опытом. Всего в постановке было занято больше десяти осужденных. Владимир Сидорук сыграл и одну из ведущих ролей – главы семьи.

Борис Гаврилюк вспоминает, как горячо приветствовали актеров зрители, как бурно аплодировали, поддерживали своих товарищей. Да и вольным зрителям постановка понравилась. Хотя тема была затронута серьезная, произведение вполне можно назвать комедией. Борис Гаврилюк считает, что в эту пьесу автор вложил немало иронии и даже самоиронии, но главное – показал, что юмор может разрядить самые взрывоопасные отношения между людьми. Произведение вполне можно назвать оптимистичным, оно дарит надежду на то, что люди, если постараются, всегда смогут найти общий язык и понимание. Сам автор надеется, что кому-то выдуманные ситуации напомнят отношения в собственных семьях, научат ценить согласие, искать пути к пониманию. В общем, помогут в реальной жизни избегать конфликтных ситуаций, разыгравшихся на сцене.

Следует отметить, что авторы постарались отойти от привычного блатного жаргона, но некоторые (порой весьма крепкие) выражения со сцены в этот день звучали – руководство исправительного учреждения не стало играть роль строгих цензоров, тем более что язык новой пьесы оказался весьма оригинальным и самобытным, с колоритными сравнениями и метафорами.

Новый опыт для многих оказался уникальным – наверное, все впервые примерили на себя роли театральных деятелей, да и некоторые из зрителей точно впервые видели спектакль вживую. И все-таки здесь сумели создать атмосферу настоящего театра – пусть самодеятельного, но все же театра.

На репетиции ушло около трех недель. Как ни странно, с актерами на две женские роли определились достаточно быстро. Считается, что на зоне есть свои жесткие правила, и надевший женскую одежду, согласно этим правилам, рискует своим авторитетом. Однако здесь к распределению ролей отнеслись совсем по-другому. Илья Шаповалов, который занимался при постановке костюмами, сказал, что в этом вопросе постарались отойти от стереотипов. Роль есть роль, ее исполнение может  свидетельствовать только о степени актерского мастерства и больше ни о чем.

Кстати, костюмы труппа раздобывала сама, многие вещи приносили из дома родственники, благо, каких-то особых изысков не требовалось. С декорациями и костюмами помощь оказывали и сотрудники колонии. Кстати, костюмы подгонялись по фигурам в местной швейной мастерской.

«Тюремному театру» присвоили имя «маска», первой постановкой тут ограничиваться не собираются. Художник-постановщик уже вынашивает планы нового спектакля и надеется, что в нем на сцену выйдут не только заключенные, но и сотрудники колонии. В самом исправительном учреждении и в департаменте КУИС инициативу заключенных поддерживают – такие увлечения не только помогают скоротать срок, но и переосмыслить свою жизнь, отношение к ней.

Мяч в клеточку

Между прочим, в тот же день и час, когда любители театрального искусства в колонии аплодировали артистам, любители спорта поддерживали футболистов той же колонии на трибунах. Так совпало, что в этот же день здесь провели дружеский матч – сборная колонии против команды «Иртыш». Тот факт, что «иртышане» проиграли заключенным со счетом 8:7, вызвал у любителей футбола неоднозначную реакцию. Одни считали, что «некоролевское это дело» - профессионалам играть с преступниками, другие насмехались – мол, давайте команду зэками укомплектуем, третьи высказывали догадки – уж нет ли у наших футболистов за решеткой родственников? Чаще всего эти нападки раздавались со стороны поклонников футбола и болельщиков «Иртыша», не слишком довольных его успехами в нынешнем сезоне. Большинство горожан восприняли этот визит как благотворительный, жест доброй воли. Между прочим, это не первый случай, когда наша команда приезжает на дружеский матч в колонию. Лет десять тому назад второй состав «Иртыша» тоже встречался на игровом поле с заключенными, и тогда никаких ожесточенных споров вокруг этой встречи не было. К слову, не всех членов команды пустили на территорию колонии – туда смогли попасть только граждане Казахстана.

Что касается проигрыша, то здесь многие знатоки сходятся в одном – спортсмены играли вполсилы, старались не травмироваться. Следует к тому же добавить, что футболистам «Иртыша» пришлось играть в мини-футбол – в меньшем составе команды, на небольшом поле, в общем, в непривычных для них условиях. В то время как в колонии привыкли к играм на небольшом поле. И игроки из колонии тоже находились в неплохой форме – они регулярно тренируются, поскольку в исправительных учреждениях области ежегодно проводится спартакиада, недавно состоялись состязания футболистов. Конечно, те, кто выступил против этой дружеской встречи, и на эти аргументы найдут что ответить. Наверное, каждый останется при своем мнении.

И все-таки матч удался – и зрители, и игроки были охвачены настоящим азартом, играли и болели так, словно на кону стоял кубок мира. А на прощанье спорт­смены из колонии подарили своим соперникам подарки, сделанные собственными руками: модели кораблей, нарды и другое.

И поют, и фальшивые доллары делают…

Борис Гаврилюк отмечает, что в жизни всех павлодарских исправительных учреждений есть  свои «изюминки», своя культурная жизнь. Недавно, например, отличилась «пятнашка» - колония средней безопасности (общего режима), в которой содержатся двое граждан Камеруна. Оба иностранных заключенных недавно поразили общественность своим исполнением песен на казахском языке и прославились на всю страну.

Впрочем, сначала камерунцы прославились совсем другим – они были задержаны и обвинены за изготовление и сбыт фальшивых денег. Один из задержанных осужден алматинским судом, другой – астанинским. И сроки у них неодинаковые: одного приговорили к шести годам лишения свободы, другого к пяти с небольшим. В колонию они были этапированы в разное время – один в прошлом году, другой в нынешнем. Интересно, что камерунцы-фальшивомонетчики недавно побывали с одинаковой «миссией» в разных регионах Казахстана. Известно, что фальшивомонетчиков из африки задерживали в Атырау и Уральске. И еще камерунцев с тем же криминальным «профилем» задерживали в Латвии, где они штамповали липовые латы. Так что и правоохранительным органам, и предпринимателям следует с некоторой опаской относиться к гостям из этой далекой страны. Правда, пока поют за решеткой песни,  они безопасны для кошельков казахстанцев и для экономики страны.

Поделиться
+1