Перевести на безналичную систему оплаты городской транспорт областного центра местные власти пытаются уже не первый год. И если с трамвайным управлением дело пошло, то в автобусах об электронном билетировании напоминают только наклеенные в салоне уведомления. На деле кондукторы отказывают в предоставлении валидаторов, передает Павлодар-онлайн.
Между тем, в управлении пассажирского транспорта и автодорог и управлении индустриально-инновационного развития разработали концепцию цифровизации пассажирского транспорта и поэтапного перехода в трех городах региона к системе электронного билетирования.
- На сегодня имеются предложения от ряда операторов: "BPC Kazakhstan", "Оңай", "Инфофорс", - сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Ринат Койсоймасов.
Внедрить ее планируется до конца этого года. Но сначала концепцию готовятся презентовать акиму Павлодарской области Абылкаиру Скакову.
Внедрение системы безналичной оплаты в общественном транспорте позволит исключить необходимость ношения наличных денег, подтверждающих документов, обеспечит учет пассажиропотока, повышение налоговых отчислений, прозрачное возмещение затрат на перевозку льготных категорий граждан.
- Мы съездили позаимствовать опыт в Семей на прошлой неделе, - рассказал Ринат Койсоймасов. - Они уже внедрили электронное билетирование с января. Мы поговорили с перевозчиком, с организатором перевозок. Они довольны. Во-первых, появился реальный пассажиропоток, на каждом маршруте они знают, кто и сколько ездит за каждые сутки. Информация обновляется в мобильном приложении ежеминутно. Во-вторых, выплата налогов. Я у них интересовался: за год три перевозчика платили 56 миллионов тенге. Город, в принципе, такой же, как у нас: 206-208 маршрутов ежедневно выходит. За шесть месяцев у них уже 150 миллионов тенге налогов. Потому что уже не скроешь.
А пока в Павлодаре все же намерены изучить пассажиропоток "по-старинке": с привлечением специалистов, которые вручную будут считать наполняемость автобусов и трамваев. Такое исследование планировалось на апрель-май, но из-за ситуации с пандемией конкурс по определению подрядчика был отложен. Теперь он завершится 24 июня.
- Мы в прошедшем году закупили 208 валидаторов, разделили между трамвайным управлением и автобусным парком №1, так как они являются квазигосударственными предприятиями, - напомнил аким Павлодара Кайрат Нукенов. - В трамваях эти валидаторы зарекомендовали себя удовлетворительно, даже хорошо, люди ими пользуются. Сейчас работы проходят по налаживанию валидаторов в автобусном парке №1, там сменилось руководство. Задача перед новым руководством поставлена, чтобы до конца этого года на всех маршрутах, которые обслуживаются предприятием, была обеспечена бесперебойная работа валидаторов.
Аким города также упомянул, что в Павлодаре право на льготный проезд в общественном транспорте имеют 17 категорий граждан. Такого количества льготников нет ни в одном другом областном центре в стране. Руководитель управления транспорта сообщил, что на 2020 год для компенсации перевозки граждан льготных категорий выделено 463,7 миллиона тенге.
Кроме того, в этом году будет обновлен перечень социально значимых сообщений, куда планируется включить некоторые городские и пригородные маршруты Павлодара.
- Однако акиматом города расчеты и перечень были представлены некорректно. В связи с этим до настоящего времени в проект решения областного маслихата эти маршруты не включены, - сообщил Ринат Койсоймасов.
Мониторинг, проводимый управлением, показал, что на территории региона снизился пассажиропоток на регулярных маршрутах из-за популяризации сервисов InDriver и Яндекс-Такси.
- Подобный трафик является бесконтрольным и безответственным. Вследствие малого пассажиропотока перевозки по регулярным маршрутам становятся нерентабельными. И перевозчики по маршрутам в сельскую местность уходят с рынка, - сказал руководитель ведомства.
Управление неоднократно объявляло конкурсы по внутриобластным маршрутам: Акку-Павлодар-Акку, Павлодар-Прииртышье, Павлодар-Церковное. Но они не состоялись из-за отсутствия участников.
На 16 июля запланированы очередные конкурсы по перевозкам на 12 внутриобластных маршрутах и одному междуобластному.